Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним21 апреля 2013 г.Очень, очень странный роман!
Пока читала, мнение колебалось от "господи-боже-ты-мой-какой-кошмар" до "чёрт-возьми-талантливо-ведь-написано". То две звёздочки мнились, то все пять. В финале решила: как образец литературного творчества книга прекрасна, но история, рассказанная в ней, столь ужасна, что на пять звёздочек рука всё-таки не поднимается.
Я даже не знаю, кто из героев мог бы вообще вызвать во мне сочувствие. Какое-то невероятное сборище душевно ущербных людей. Страшный Хитклиф среди них по крайней мере честно страшный. Ведь если посмотреть внимательнее - там настоящий паноптикум. Даже Локвуд, который, казалось бы, находится вне истории, произвёл на меня весьма неприятное впечатление своей навязчивостью и болезненным любопытством. Эллен Дин весьма небезупречна: тут она лжёт, тут она попустительствует - и всё это на фоне полной осведомлённости о возможном исходе. Что же касается прочих героев - ох, как я ни старалась, не смогла я полюбить ни старшую, ни младшую Кэтрин, ну а мужчины каждый в своём роде отвратителен.
Любовь, которая сильнее смерти? Это же просто смешно! Ничто в поведении Хитклифа, по-моему, не говорит о любви. Эдак можно договориться до того, что муж, избивающий жену до полусмерти, на самом просто очень горячо её любит. Любовь в моём представлении - это чувство, которое делает человека лучше, если же это не так, значит, это не любовь, а грубый суррогат, похотливость, агрессивная страсть, не более. Не было там любви - ни у Хитклифа, ни у Кэтрин. Одержимость была, охотно верю, но не любовь.
Но с другой стороны я смотрю на историю нынешним взглядом - а ведь прошло 200 лет. Герои, видимо, и правда, пленники обстоятельств. Только это и оправдывает в моих глазах Эдгара Линтона, например. Наверное, он и правда не мог, не имел права поступить иначе - оставить Мызу, воссоединиться с сестрой или хотя бы защитить дочь отъездом в другие места, когда намерения Хитклифа стали особенно явными. Видимо, законы наследования и правда слишком суровы, иначе он должен был бы попытаться. С другой стороны он даже не сумел защитить те деньги, которые скопил для дочери - даже на это не хватило у него ни мужества, ни ума. Что же за человек это был, что за жизнь он прожил, если не сумел даже такой малости? И он представлен едва ли не как самый благородный из героев мужеского полу.
Почему никто никогда не пытался вмешаться в происходящее? Как вышло так, что на протяжении многих лет несколько людей подвергались моральным и физическим издевательствам - и никто не вступился? Неужели так боялись физической расправы? Неужели не было никакой законной возможности воздействовать на дьявола?
Увы, судя по тому, как написана книга, видимо, всё это и правда было обыденностью. И это вдвойне страшно. Если бы в книге ощущалась наигранная мрачность, эдакая попытка создать нарочито свирепые образы в гротескно драматичных обстоятельствах, это было бы совсем не то впечатление. Сила книги как раз в том, что написано очень талантливо о чём-то очень жизненном. Такая вот, видно, была страшная реальность - со всем этим коллективным помешательством, со всей этой безумной несправедливостью, со всеми этими смертями и дикими любовями.
Перечитывать - о нет! Маловероятно, что мне захочется снова побывать в этой книге. Я дочитала историю с интересом, но возвращаться к ней - увольте. А вот о самой Эмили Бронте почитать захотелось. Что это была за женщина, которая в свои 29 создала столь мрачное, но одновременно реалистичное и весьма выразительное произведение?
2272