Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поющие в терновнике

Колин Маккалоу

  • Аватар пользователя
    natalya-ershova-7129 января 2022 г.

    "Сто часов счастья" в романе К, Маккалоу "Поющие в терновнике"

    Всем, кто отдыхает душой, читая уютные семейные истории, изобилующие красочными деталями быта той страны, в которой происходит действие произведения, роман "Поющие в терновнике подарит незабываемые минуты. Реалистическая картина быта большой семьи, переселившейся в Австралию из Новой Зеландии, с обстоятельным описанием домашней утвари, подаваемых на обед и ужин блюд, внешности героев и их одежды ( чего только стоит описание легендарного платья Мэгги цвета пыльной розы!) создает впечатление подлинности изображаемых событий, которые непрерывно сменяются на протяжении всего романа. Трудные и подчас опасные условия существования, в которых приходится жить и трудиться мужчинам и женщинам Клири в Австралии, закаляют их характеры, сплачивают семейные узы старшего поколения семьи. Только сын Фионы от тайного возлюбленного (известного государственного деятеля, имя которого она никогда не скажет) Фрэнк в борьбе с отчимом за внимание матери причиняет страдания и ей, и себе. После очередной ссоры с Пэдди, которого он ненавидит, Фрэнк уходит из дома.
    И с этого места романа начинается тема недостижимого женского счастья и борьбы за него. И Фиона, и Мэгги, и Джастина (и даже отчасти Мэри Карлсон) отчаянно стремятся испытать счастье в любви только с тем, кого выбрало их сердце. Фиона, соблазненная и покинутая возлюбленным, родила сына и была выдана родителями замуж за Пэдди Клири, человека не своего круга, с которым ей предстояло испытать все трудности матери большого семейства, переселившегося к тому же на другой континент. Впервые мы встречаем Фиону, когда она уверенно ведет хозяйство, хлопочет по дому с раннего утра до позднего вечера, готовит еду на большую семью. О былых "барских замашках" красноречиво говорит только привычка на ночь закручивать маленькой Мэгги папильотки, чтобы утром у девочки были безупречные локоны. А в самом начале этого неравного брака муж учил Фиону стирать, мыть посуду, готовить еду, так как благородная барышня ничего не умела делать. Интересно, что на протяжении всего романа никто из семьи Фионы не пытается связаться с ней. Невольно создается чувство, что они выдали опозорившую их дочь замуж и навеки похоронили ее в своей душе...
    Повзрослевшая Мэгги влюбилась в католического священника Ральфа де Брикассара. Девушка, не зная того, становится соперницей Мэри Карлсон, старшей сестры Пэдди, владелицы богатого поместья Дрохеда, где трудится ее отец.
    Мэри, ее неразделенная любовь к молодому мужчине и ревность к юной племяннице, скрытую любовь к которой Ральфа она угадала обостренным чувством отвергнутой женщины, - отдельная история о женской эмансипации и в то же время зависимости от мужчин. Ее эксцентрический выход к гостям в белом платье, напоминающем наряд невесты, ее страстное желание получить хотя бы поцелуй молодого священника и, наконец, завещание, с помощью которого она даже после своей смерти надеется разлучить Ральфа и Мэгги - все это говорит о нешуточных страстях, бушующих в душе семидесятидвухлетней женщины. Да, Мэри остается страстно любящей женщиной и в старости, что ей делать, если в дряхлом теле все еще молодая душа и что настоящее чувство настигло ее в преклонном возрасте? Впрочем, окружающие, да и сама писательница считают Мэри "старой паучихой", злодейкой, не достойной даже пристойного ухода из жизни: тело Мэри, облепленное мухами, подвергается быстрому разложению, поэтому, похоронив ее, родственники испытывают только чувство облегчения... Можно сказать , что в далеком 1977 году женщины плана Мэри Карлсон вызывали раздражение. Богатый же пожилой мужчина, влюбленный в молодую, прелестную, образованную девушку такого отношения к себе бы не вызвал. Хорошо, что наш раскрепощенный двадцать первый век дал шанс не только пожилым мужчинам, но и женщинам влюбляться и надеяться на взаимность...
    И, наконец, Мэгги - главная героиня романа. Удалось ли ей вырвать у жестокой судьбы свои "сто минут счастья" с Ральфом? Да, и сын, которого она родит от возлюбленного, станет смыслом ее жизни. Так же, как и Фиона, которая суеверно боялась потерять Фрэнка - единственное напоминание о великой любви, Мэгги боится за Дэна. Судьба словно мстит женщинам, посмевшим перешагнуть нравственные нормы во имя всепоглощающего чувства - разлучает с любимыми, отнимает сыновей. Ральф умирает на руках Мэгги, не перенеся гибели сына...
    Остается Джастина, дочь Мэгги от нелюбимого мужа. Она стала актрисой, блестяще играющей Шекспировских героинь. Но ее бедой является, как она сама считает, неумение любить, и только встреча с Лионом Хартгеймом дает ей надежду на личное счастье.
    Итак, поистине романтические героини Маккалоу на пути к своему женскому счастью испытали холод одиночества и горечь потерь. Глубоко в душе хранят они жгучую тайну преступной любви, к которой стремились, возможно, как Ева к запретному яблоку, Но сто (или меньше) часов счастья, по слова замечательной поэтессы В. Тушновой, "чистого, без обмана", все-таки, оно было. А это уже немало...

    5
    445