Рецензия на книгу
El juego del ángel
Carlos Ruiz Zafón
Alevtina_Varava19 апреля 2013 г.Ниже спойлеров - сто тысяч миллионов.
До самого последнего момента, честно, до самого эпилога, я - наивная дурочка - верила, что гениальный автор исхитрится дать рациональное объяснение происходящему. Я уже не понимала, как. Я перестала понимать где-то в середине книги, от исчезнувшей за ночь болезни, но продолжала верить, со все большим трудом пробираясь через события произведения. Оно было бы шикарным, но... Это будто после потрясающего пиршественного обеда с семью сменами блюд, шикарного и изящного, вам внезапно подали на десерт прокисший суп с малиновым вареньем вместо сметаны. Ощущения схожи.
Последние главы книги съезжают в убийственную дэнбраунщину. У читателя начинает рябить в глазах от какофонии перипетий и разоблачений, трупов, крови, опаньки-американский-боевик-сцен, героев-оборотнев, крови и крови еще, внезапностей и красивостей на квадратный миллиметр текста. А потом еще и финалом припечатали. Нестареющий демиург нашей плоханькой реальности вздыхает о прошлом, наблюдая из своего уединения за деяниями собственного пера... Ну, знаете ли...
Для писателя скатиться в фэнтази - проще всего. Можно придумать вот просто что пригрезилось твоей душе. Но изволь же придумать! Пускай вселенная, которую ты создал, имеет начало и конец, законы и правила, логичную внутри себя последовательность событий. Ты ведь можешь нарисовать для этой игры любые карты, назначить любые правила. А ты вместо того сидишь такой скучающий над игральным столом - то вазу в игру включишь, как атрибут незаменимый, то галстук свой вкинешь. То мячик детский с пола. То кота, пробегавшего мимо. То возьмешь и стол перевернешь - выкручивайтесь, игроки: не мы такие, игра такая...
И что выходит - непонятно. За каким чертом (каламбур, уи) дьяволу такие сложности, почему выбраны эти люди, что за прикол с домом, кто убивал на пути Мартина всех и зачем, что из истории следователя о проверках - правда, за каким лешим отцу Виделя дался Мартин, почему мсье Люцифер не оберег своего творца, что вообще особенного в нем и Диего, почему они... К чему оживают места, погибшие десятки лет назад и старушки с перерезанным горлом, к чему куклы и кислота, к чему Ирэн книга и пентаграмма, к чему эта фотография из будущего в альбоме Кристины, к чему миллион и одна сцена этой книги... Если бы на последних строках они легли в слаженную картину, как в "Тени ветра", осталось бы только с восхищением аплодировать. А тут... Намешать миллион сцен, каждая из которых сама по себе захватывающая, и выходит что намешать - только ради самих этих сцен.
Я не буду ставить книге плохую оценку, ибо не могла от нее оторваться. Более того, главе на седьмой этой вещи во мне пробудилось уснувшее летаргическим сном желание написать наконец свою книгу, которую можно издать. Главе на пятнадцатой зародились вехи сюжета. На двадцать первой он сформировался. На двадцать пятой я начала ее писать... И все за считанные часы - потрясающий эффект. Уже за одно это нельзя поставить плохую оценку. А все ж таки шкала звездочек на этом сайте удручающе узка...
1341