Рецензия на книгу
Исповедь «неполноценного» человека
Осаму Дадзай
Аноним28 января 2022 г.Начну с того, что кажется, это первая отрицательная оценка за очень долгое время. И не потому, что произведение плохое - наоборот, я осознаю, что написано оно блестяще и по праву считается эталоном японской классической литературы. Этот роман настолько популярен в Японии, что по нему уже снято несколько фильмов и даже создано несколько аниме. И более того, вся страна до сих пор отмечает день кончины писателя. Почему же все так печально с мой оценкой? Видимо потому, что я слишком прониклась этим произведением, его атмосферой, и слишком погрузилась в голову к главному герою, а он, как энергетический вампир выжил из меня всю душевную энергию. Странное сравнение, но после прочтения этой книги остается ощущения, будто тебя только что поцеловал дементор и "всюду сразу стало так тоскливо, как будто всю радость выкачали".
Роман является автобиографичным и последним у автора перед его самоубийством. Главный герой - Ёдзо Оба, с детства был крайне эмоциональным ребенком, который каждое событие и проблемы других людей воспринимает, как свои собственные, но переживает он эти эмоции глубоко внутри, внешне примерив "маску клоуна". Он называет себя "обезьяной", поскольку натянутая гримаса никогда не сходит с его лица. Он не пытается быть бунтарем или "не таким, как все", но по сути им является, поскольку в разрез с обычаями японского менталитета выражает свои мысли прямо и открыто, не обманывая ни себя, ни других. Такие люди, как Ёдзо - вечные подростки, у которых юношеский максимализм и идеализм с годами не проходят, а становятся смыслом существования. Но если идеала достичь невозможно, то зачем тогда жить?
С годами взросления Ёдзо пытается найти себя, вернее зацепиться хоть за что-нибудь, чтобы привнесло в его жизнь хоть какой-то смысл, но пустота все равно не заполняется. И в конечном итоге, как и многие до него, он выбирает путь наименьшего сопротивления и с головой погружается в разгульный мир выпивки, баров и проституток.
Отношения с женщинами у него складывают тоже весьма специфические. Его, как будто, привлекает несчастье в других людях. С одной девушкой он сошелся после того, как она сказала "Я так несчастна" и заплакала. Потом в невесты он выбрал себе разочарованную в жизни хостес из третьесортного бара, они вместе пытаются покончить с собой, в итоге - он остается жить, а девушка погибает. Надо отметить, что это уже его далеко не первая и не последняя попытка свести счеты с жизнью.
Герой проматывает все деньги, бросает учебу, работу, семья выписывает его из своего реестра, фактически оставляя его неприкаянным, "без рода и племени". Кроме того, он переходит под наблюдение полиции после попытки двойного суицида.После всех мытарств, безуспешных попыток выбраться из этого состояния, Ёдзо оказывается в психиатрической лечебнице.Тем не менее, по мере прочтения, я абсолютно не сочувствовала его персонажу, хотя мне было его жаль. Но эта жалость скорей была похожа на те чувства, которые испытываешь по отношению к больному человеку, когда ты понимаешь, что ему нельзя помочь и просто наблюдаешь за его разложением. Ёдзо сам вязнет в своей депрессии, но также попутно затаскивает в эту трясину всех окружающих его людей. Его душевная черная дыра поглащает всех, кто встречается ему на пути. Причем, он прекрасно это осознает, поэтому находясь в перманентном чувстве вины, мечется, безостановочно убегая, рассчитвая, что перемены что-то изменят в его жизни. Но увы, никакие обновления не смогут помочь тебе, если ты не можешь примириться с собой и с окружающей действительностью.
3518