Рецензия на книгу
The Dawn of the Color Photograph: Albert Kahn's Archives of the Planet
Автор неизвестен
Аноним28 января 2022 г.Окно из Парижа
Стыдно сказать, но книгу эту я когда-то купил на Amazon как довесок к одежде, чтобы доставка была относительно дешевле. Где теперь те джинсы? Книги явно более надежная инвестиция. Хорошо, что мне тогда попался сериал про Альбера Кана (кажется, показывали по «Культуре»).
Иллюстрация из книгиИтак, расклад такой – есть банкир, наживший состояние на сомнительных махинация за пределами Франции, есть картофельный крахмал и братья-изобретатели Люмьеры. Казалось бы, что можно сложить из этого всего? Получился огромный архив ранних цветных фотографий нашего мира, с хорошим покрытием (наши края, как обычно, не охвачены, вечное белое пятно на карте), фонд стажировок за границей и попытки создать мирный мировой порядок (довольно специфические). Интересное увлечение у банкира было.
Книга вышла как дополнение к сериалу BBC, написана рафинированным английским языком (я получил настоящее удовольствие от чтения) и оформлена так интересно и богато, что сам себе начинаешь завидовать. Фотографы Кана (сам он не фотографировал, нанимал классных специалистов) были перед и после Первой Мировой в Западной Европе, на Балканах, на Дальнем и Ближнем Востоке, в Африке и обеих Америках. Много французских колоний, из которых Индокитай выделяется своим колоритным (простите банальность и каламбур) материалом.
Иллюстрация из книгиРоссийская империя почти обойдена вниманием, упоминается только в контексте войны с Японией. В свое время китайские коммунисты сделали все еще потрясающий меня вывод – раз советские коммунисты плохие и ревизионисты, то надо дружить против них с США. Пацифист и интернационалист Кан сделал не менее интересный вывод – он поддерживал Японию, помогая ей получать международные кредиты на продолжение войны с нами. То ли он не пацифист, то ли я что-то в пацифизме не понимаю. Второй раз Россия возникает в тот момент, когда фотограф Кана пытается проехать со своим подозрительным оборудованием транзитом в Монголию. Охранка, внезапно, настороженно отнеслась к французу и чинила ему некоторые препятствия. Автор книги почему-то не связал это с поддержкой Японии в 1905, а я бы связал, в охранке все же довольно грамотные люди сидели.
Любопытно, что фотограф Кана имел проблемы с доступом и в Индии – английские власти не хотели пускать его на границу с Афганистаном, несмотря на то, что формально Англия и Франция уже были союзниками. Как тут не вспомнить, что в «Киме» Киплинга агентами Большой игры против англичан были как раз русский и француз – не доверяли члены Антанты друг другу, ой не доверяли.
Банально, но какими бы ни были интенции спонсора программы (французский банкир с еврейскими корнями из потерянного Эльзаса со знакомствами во всем верхнем эшелоне довоенной европейской и японской элиты), но получившийся архив вдохновляет. Пусть фото иногда этически спорны (особенно в колониях), пусть мир этот только-только вылупился из скорлупы традиционной экономики (пройдя тот самый отрыв), пусть капитализм скоро все уравняет и национальное почти нивелирует, но сама масштабность проекта (завершившегося с банкротством спонсора в Великую депрессию) делает его уникальным – цвет, любопытный цвет картофельного автохрома привлекает. Тут и маршал Петен до грехопадения, и махараджи в Индии, и монгольский преступник с гигантской цепью на шее. Ничего необычного, просто наш мир позавчера. В цвете.
P.S. Я параллельно читал книгу о Восточном фронте ПИв, поэтому самой впечатляющей главой в книге про автохромы Кана стал рассказ про Балканские войны. Депортации, чистки, грызня за регионы, кровь, кровь, кровь.
52640