Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Филэллин

Леонид Юзефович

  • Аватар пользователя
    surikovslava28 января 2022 г.

    Несуществующие документы эпохи

    Леонид Юзефович — мастер исторического романа. В этом жанре и в самом деле с ним трудно соперничать. И читатели, и критики привыкли к тому, что каждая его книга становится литературным событием, и поэтому присужденная Леониду Юзефовичу премия «Большая книга», которая призвана обозначить главную книгу года, воспринимается, скорее, как нечто ожидаемое. Ранее жюри уже отмечало его роман «Журавли и карлики» (2009) и «Зимнюю дорогу» (2016). В этом году интрига заключалась лишь в том, решатся ли члены жюри присудить писателю премию в третий раз: до него никто из отечественных писателей не получал даже двух премий. Кроме того, у него был сильный конкурент — еще один исторический роман, не менее виртуозно воспроизводящий литературный стиль XIX века: «Прозеванный гений» Майи Кучерской, описавшей жизнь и творчество русского писателя Николая Лескова.

    «Филэллин» погружает читателя в двадцатые годы XIX века — время подъема национально-освободительного движения в Греции, оказавшегося притягательным для пассионариев из самых разных стран, в том числе из России. Но война здесь только фон, который позволяет писателю ярче проявить судьбы интересующих его героев. Он раскрашивает исторический фон — это маховик, который двигает сюжет романа, состоящий из множества разветвленных линий. Они разнообразны и изощренно проработаны автором, не скупящимся ни на стилистические изыски, ни на исторические подробности, так что, чтобы сплести их воедино, требуются интеллектуальные усилия. «Филэллин» не относится к числу романов, открывая которые читатель словно усаживается в удобные сани и лихо съезжает в них с горы, не заметив, как роман подошел к концу. «Филэллин» — роман-лабиринт, состоящий из череды писем и записок, настолько правдоподобных, что верится, будто все эти исторические документы и в самом деле существовали. В том особенность романа: читатель смотрит на происходящие события сразу с нескольких точек зрения.

    Выбранная форма позволяет Леониду Юзефовичу проявить наработанное мастерство литературного перевоплощения в самых разнообразных персонажей. Он демонстрирует и все тонкости понимания их психологии, и, главное, безукоризненное владение стилем, с помощью которого воспроизводит письменную речь своих героев, проработанную тщательно, до малейших оттенков. Но эта же форма одновременно становится и ловушкой для автора. Следуя ей, он вынужден убеждать читателя в том, что каждый шаг его персонажей документирован, а его роль как автора в тексте сводится лишь к тому, чтобы представить читателю исторические документы в хронологической последовательности. Автор по каким-то причинам устраняется из текста и, чтобы появиться в нем в качестве рассказчика, надевает то одну маску, то другую, создавая видимость объективности повествования и тем самым убеждая читателя в его достоверности.

    Среди множества персонажей выделяется штабс-капитан Григорий Мосцепанов: служа в Нижнем Тагиле, он искал правды, но, вместо того чтобы найти ее, был назван кляузником и посажен в тюрьму, откуда чудом вырвался и оказался не где-нибудь, а в благословенной Элладе, пусть и не в самый лучший для нее исторический период. Там он сражался не столько за свободу Греции, сколько за Россию — какой она могла бы быть, если бы не «казнокрадство, пьянство, неправедный суд и сквернословие», как и филэллины из других стран, представлявшие себе Грецию как место, где все еще витает дух возвышенных философии и поэзии, как землю, хранящую следы жизни великих героев. Вместо этого они вынуждены сражаться заодно с людьми, бесконечно далекими от мифологизированной истории своей страны. «Разве вы любите греков? Вы любите ваши фантазии о них» — эта реплика одного из героев «Филэллина» и в самом деле стоит премии «Большая книга».

    11
    851