Рецензия на книгу
Меч Предназначения
Анджей Сапковский
Аноним26 января 2022 г.Влюблённый и талантливый продавец дрелей
Следует иметь в виду, что все это Сапковский написал вечерами после скучной работы продавца дрелей (почему-то он у меня ассоциируется с Дядюшкой Верноном)
И если в первой части было больше постмодернистских попыток пересказать старые сюжеты на свой лад, то в Мече Предназначения уже сильно больше творчества и всего что может из этого понятия вытечь.
Я люблю и уважаю Сапковского насколько, насколько можно любить и уважать незнакомого человека. При этом его книги для меня опасно балансируют на грани между графоманией и литературой. Особенно первые две. Вся эта обрыдлая жизнь вокруг тебя — обычного клерка, продавца дрелей — толкает либо к бутылке, либо к фантастическому миру героев, приключений, молоденьких девочек без трусов, заинтересованно поглядывающих на тебя — молчаливого, безучастного, сильного и такого интересного. И это в 40-то лет, у мужчины, который, напомню, торгует дрелями (или чем-то другим — это совершенно неважно) и на красный спортивный кабриолет точно не накопил.
Это очень личные рассказы для Сапковского. В них так много боли об упущенном, так много щемящей душу романтики, которую он вовсе не по-графомански, а умело уравновешивает цинизмом и безжалостным бытом, что возникает жгучее желание узнать: о чём же горюет Сапковский.
Он явно хочет быть Толкином, у него явно это не получается. Но Толкин на то и Толкин, что кроме Толкина Толкинов нет. Тем не менее, несмотря на многие вторичные и третичные элементы, книгу спасают две вещи:
1. Изобилующая фантазия.
- Чувство стиля.
Берём вот диалог безжалостного убийцы с циничной магичккой, а-ля:
— "Я должен тебе сказать..."
— "О нет... молчи, не говори ни слова... я всё пойму по блеску твоих глаз..."Несмотря на всю свою неудержимую тягу поддаться фантазиям о неловкой детской влюблённости, автор большую часть текста держит себя в колготках. То же самое с сосочками, молодыми кхметками, идеальными грудями русалок — всё это есть, всего этого много, но это не сильно раздражает.
А всё потому, что стиль автора и его мир выкупают у этой пошлости внимание читателя. Безупречное чувство стиля — поэтика имён, которые хочется произносить вслух; погружённость в исторический контекст; знакомство с мифами и лёгкий язык создают из обычных пописушек настоящую литературу.
Единственное, с чем я не смог смириться — утомительные сцены битв, описанные вплоть до шагов. С другой стороны, возразите вы мне, — автор пишет про Ведьмака, а ведьмаки зарабатывают убийствами, и писать про убийцу без убийств было бы глупо. Я с вами соглашусь, но поступлю так же, как поступал со всеми скучными и ненужными кусками текстов с самого детства — просто скипал их. Вы же не станете врать, что читали на какие именно улицы открывается вид с Собора Нотр-Дам. Вот и я не читал. И тут эту глупость читать не стану: "он сделал шаг влево, чудовище тоже. Еще один шаг... и шаг в ответ. Они ускорились, и тут ведьмак занёс острие меча над голой и впротивоход ужалил утопленника прямо в бледный носик".
В общем, дальше будет меньше сентиментальной пошлости и больше погружения в мир. Мир невероятен: он живой настолько, что уже как база готов к новым историям: что мы и видим и по играм и по сериалу. Все новые истории входят в него гармонично. Даже играя в игру или смотря сериал, вы понимаете, что вы в творчестве Сапковского, потому что придуманный мир даже без участия автора принимает новые сюжеты в своё лоно (Привет, Анджжей!).
Что до рассказов Меча предназначения — они отлично справились с тем, чтобы раскрыть личность Геральта, которого Йенифер немного окаблучила. Самой Йены, Цири, и, господи, — Лютика. Лютик оказался самым интересным, глубоким и желанным персонажем.
Если у вас создалось впечатление, что мне не нравится Сапковский, Ведьмак или что-то там ещё — это не так. Мне нравится. Даже очень. Просто у него есть и плюсы и минусы. И хорошо, что со временем эти минусы не так сильно влияют на сюжет.
5553- Чувство стиля.