Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Весь мир театр

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним16 апреля 2013 г.

    Что?

    А?

    Акунин списался?

    Ну вы даёте!

    *****

    Не дай вам Бог хоть раз зайти на сцену
    С той стороны, где дверь "служебный вход",
    Где все имеет подлинную цену,
    Где все не так, где все наоборот.

    На мой взгляд, это самый сложный роман Акунина во всей фандориане. Не говорю "самый глубокий", нет, но самый сложный. В один рулет закатал пусть не самую острую, но эффектную детективную линию (это раз), любовь (это д-два), страдающую от этого мужскую дружбу (да-да, мужики, киньте в меня камень, если из-за любви хоть раз не проскальзывала тень между вами и друзьями), интриги и противоречия в актерском коллективе (это - сколько? - а, ч-четрые), ну и по мелочи - японскую философию, размышления о омоложении как варианте старения и т.д.

    Единственное плохое место в книге - это финал. Это объяснение Эраста Петровича с Элизой. Бли-и-ин, вот тут Григорий Шалвович либо недоработал, либо переработал. Если человек (пусть даже такой машинообразный, как Фандорин) влюблен, он не будет вести разговор с любимой женщиной в такой манере - в манере заключения брачного контракта. Черт возьми, во всем этом чертовом диалоге отдает бездушной фальшью, начисто лишенной любой чувствительности, которая просто должна быть, если Фандорин действительно влюблен в эту актрису, и если он влюблен в нее именно так, как описано на всех предшествующих страницах.

    Все остальное - это хорошо запутанный клубок разноцветных ниток, о которых я уже сказал - любовь, дружба, детектив, театр.


    Актеры не похожи на обычных людей. То есть именно что похожи, но на самом деле это, возможно, некий особенный подвид homo sapiens, обладающий своими специфическими повадками.

    Никто не умеет слушать новую пьесу так, как актеры, которым предстоит в ней играть.

    Осмелюсь заявить - театральная грызня приведена не просто правдоподобно, а вполне натуралистично. Практически в каждом рабочем коллективе есть паршивая овца, а в большинстве случаев таких овец целое стадо, и у компании у них есть бараны. А тут не просто коллеги - тут актеры. Ваш покорный слуга имел "счастье" понаблюдать за жизнью только начинающей, молодой театральной труппы. И что же? Амбиции через край, сопли, слезы, вражда за роли, сценарии, режиссера и так далее. И это - начинающий коллектив. Ну а как должны быть там, где театр не просто срывает звезды с неба, а уверенно снимает их и профессионально кладет пригоршнями в карман? Да еще в условиях искусственного напряжения отношений, как в книге "Весь мире - театр"?

    Охлаждение отношений с Масой только подчеркивает вечное противоречие между любовью и дружбой. Маса в этом отношении гораздо мудрее своего крестного папаши, и он уже давно определился, что служит одному лишь Фандори-сан. Ну а мудрый Эраст, которому за полтинник, оказывается здесь исключительным дураком не знающий этой истины, которая хорошо известна многим людям в 20 лет. А все почему? Да потому что ему особо-то не приходилось бороться за женское благоволение и тем более соперничать из-за них с мужчинами. Вот и попался на крючок для юношей.


    Вожделеющие мужчины ведут себя двумя способами. Или сразу кидаются в атаку. Или — если гордого нрава — делают вид, что остались равнодушны, но при этом все равно стараются произвести впечатление.

    Теперь о любви. Что ж, раз уж пришла пора влюбиться, значит пришло время анатомировать мужскую любовь. Так уж получилось, что в большинстве своем любовь в литературе (особенно горячая любовь, с подробностями душевных переживаний) - удел женщин. Тут разбирается не просто влюбленность, но влюбленность дядьки, которому недолго до пожилого возраста. Впрочем, это не имеет значения, поскольку духом Фандорин помоложе будет. А его эмоции полезно почитать барышням - пусть знают, как иногда думают (а то и сходят с ума) мужики с сорванной крышей.


    Глубокое заблуждение полагать, будто умный человек умен во всем.

    Детективная линия не настолько глобальная, так ведь не век же Фандорину спасать Отечество с целым миром в придачу, иногда надо и более конкретными делами заняться. Вот он и занимается - благо, повод есть. Правда. к середине книги становиться непонятно - то ли расследование является поводом для любви, то ли любовь - повод для расследования. Но Фандорину это неважно, у него же на фоне любви крышу сорвало, как я уже сказал.

    Как и в предыдущих романах, детективные способности Фандорина не гладкие, не безупречные. Да, он правильно вычисляет убийцу поначалу, но тому удается ввести "сыщика" в заблуждение. Стареет, Эраст Петрович? Да нет, какой был, такой и остался, он вечно последнюю ниточку недовытягивал. А уж кто действительно мастер своего дела - так это сам Акунин. надо же, как ловко убедил читателей (ну ладно, меня во всяком случае точно убедил, что настоящим убийцей является ревнующий муж главной героини?

    Нет-нет, я ни за что не соглашусь, что Акунин исписался. Отличная книга, и всё тут.

    35
    209