Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Уйди скорей и не спеши обратно

Фред Варгас

  • Аватар пользователя
    Аноним15 апреля 2013 г.

    «Когда смотришь на вещи издалека, все кажется нормальным. А если подойти поближе и присмотреться, начинаешь замечать, что все вокруг более или менее чокнутые...» (Ф. Варгас)
    Фраза отсылает нас к Чеширскому Коту: «Ничего не поделаешь... Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я!» Правильно, иначе как бы мы здесь оказались...
    В каком-то смысле, искать увлекательный (еще не читанный!) детектив в современной литературе — тоже занятие для безумцев. Или наивных романтиков.
    Но я, по возможности, продолжу попытки... ^ ^
    О книге.
    Варгас начинает неторопливо. Точнее вот так скажу: Варгас никуда не спешит. И мы, вместе с ней, переходим от страницы к странице, рассматривая персонажей, как в музейной экспозиции, изучаем предполагаемое место действия, трогаем украдкой и терпеливо ждем, когда нас порадуют остреньким. Когда разрозненные нити, завлекательно брошенные автором тут и там, без изоляции, сплетутся в один кабель, гудящий от напряжения, способный жахнуть так, чтобы аж задымилось...
    Они сплетаются где-то на второй половине, эти нити, и по проводам действительно бежит ток - достаточный, чтобы запитать комнатную лампочку, но чтобы взорвать космос — это навряд ли. А так хотелось.

    Имеем средненький детектив, дорогие мои. Вполне пригодный для чтения, но не способный перевернуть мозг. Автор вытаскивает из сундука зловещую тему чумы и бездарно профукивает ее. Его можно сравнить с врачом, который взял дорогое сильнодействующее лекарство и рассыпал его, не донеся до рта пациента. «Чума», как ряд других мощных метафор, - это образ, который работает всегда: если уж взялся за него, постарайся использовать. А то получается, как обычно: замахнулись на гору, а получилась мелкая кучка...

    Наиболее оригинальная деталь в романе — это глашатай, выкрикивающий городские новости за скромную плату, эдакая «живая газета» в условиях современного мегаполиса, - анахронизм, пользующийся неожиданным спросом. Интересная идея! Сам по себе Жосс, вместе с его дедушкой-призраком, - тоже занятный персонаж. А больше некого упомянуть, потому что, как справедливо заметил Чеширский Кот, все герои книги слегка «не в себе»: такой концентрации «странных» жителей в одном районе стоит еще поискать. Автор и сам, видимо, чувствует, что перегнул палку со «странностями» и несколько раз оправдывается устами героев: мол, действительно, в этом доме (этом районе) жили на удивление странные люди...
    Ну, жили и бог с ними. Хотя, вероятно, большего мастерства требует изображение обычных людей — такими, чтоб читателю было интересно.

    Еще пару слов о чуме. Ну не получается у автора воссоздать тот градус тревоги и «зловещности», которого требут данная тема. Не бегут мурашки по коже, не верится в зараженных блох, ни в опасных маньяков и так далее. Есть гораздо более жуткие, т. ск., цельнолитые истории о чуме — тот же Камю, например, да хоть Пушкин с его «Пиром» - вот уж чернуха, что ни на есть. Или, например, прекрасная биография ученого Заболотного (в серии ЖЗЛ), посвятившего жизнь изучению чумы и борьбе с ней — увлекает почище любой фантастики о секретных лабораториях.
    Я прочитала в рецензиях, что есть целая «серия о комиссаре Адамберге». И сей факт не вызвал у меня особых эмоций. Лет ит би. Как говорил Михалков в «Жестоком романсе»: «у каждого свой вкус - один любит арбуз, а другой свиной хрящик.»

    15
    226