Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
alenushka2222223 января 2022 г.Если тебе дали разлинованную бумагу, пиши по-своему (Х.Р.Хименес)
Итак, Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».
Эта книга манила меня с книжной полки несколько недель. Манила не столько восторженными откликами других читателей, что, несомненно, придавало ей некоторый приоритет перед другими, еще не прочитанными мною, произведениями, сколько тем: увижу ли я там то, что, одновременно, и страшусь, и рассчитываю увидеть.
Книга оправдала все мои ожидания. Я «проглотила» ее буквально за день.
«451 градус по Фаренгейту», как и все антиутопии, пугает читателя, показывая мир, где человек, приверженец истинных ценностей, становится, в лучшем случае, подвергнутым осмеянию изгоем общества, а в худшем – приговорен к уничтожению. Произведениям-антиутопиям вообще свойственно вытаскивать на свет все негативные черты человеческой сущности, гражданского общества в целом. И в этом смысле «451 градус по Фаренгейту» показал мне то, что я и рассчитывала увидеть.
Еще древнегреческий мудрец Скилеф говорил: «Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится». Значит ли это, что и я уже во второй, прочитанной мною книге-антиутопии, вижу то, что хочу видеть, а не что происходит на самом деле? А вижу я события, придуманные автором еще за чуть менее века назад, которые практически один в один зеркалят сегодняшнюю реальность. И как это назвать? Предвидение или просто совпадение? Но, в совпадения я не верю.
Автор знакомит нас с четырьмя ключевыми персонажами: Кларисса Макклеллан - как раз тот индивидуум, который, несмотря на свой юный возраст, проповедует истинные ценности, за что и подвергнута, судя по всему, уничтожению в конечном итоге; Гай Монтаг – рядовой член своего общества, которого слова Клариссы наводят на некоторые размышления (что, отнюдь, не приветствуется не только в его окружении, но и в обществе вообще); капитан Битти – еще более истый член своего общества, по сравнению с Монтагом, человек, «набитый под завязку «фактами», и считающий себя «блестяще информированным»; наконец, старик Фабер – очень интересный персонаж, начитанный, разумный человек, четко понимающий, что есть «белое», а что «черное», но, в силу трусости (он сам заявляет о себе, как о трусе), а мне видится, что не только в силу трусости, но и понимания безнадежности совершения каких-либо действий во славу истины, проявляюший нерешительность, но, в конечном итоге, преодолевающий трусость и обретающий надежду.
В обществе, описанном Брэдбери, у людей нет времени друг для друга. Вся жизнь общества – сплошная суета, которая, по сути, всего лишь «ощущение движения», чтобы люди почувствовали себя «счастливыми». Счастливыми от понимания своей значимости, своего возвеличивания над остальными. Что есть истинные ценности «общества Брэдбери»? Это участие в соревнованиях – кто знает больше популярных песен, сколько чего-то там выросло, названия столиц и т.д. и т.п. Ничего не напоминает? Загляните в телевизионную программу передач сегодняшнего общества – «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.д. и т.п. нескончаемым потоком. И как же радуются выигрышу «счастливцы».
Наставляя Монтага, капитан Битти раскрывает ему истинные причины насаждаемых обществу новых ценностей.
«Если ты не хочешь, чтобы политика оборачивалась для человека бедой, сделай так, чтобы он не ломал голову, разглядывая дело с плохой и хорошей стороны. Покажи ему только одну сторону. А еще лучше – не показывай ни одной. Пусть он забудет, что на свете есть такая вещь, как война. Если правительство неэффективно, неустойчиво и помешалось на налогах, то пусть уж лучше оно таким и остается, чем народ начнет беспокоиться из-за всего этого»
Еще в древности облеченные властью, поняли, что фокус с отвлечением внимания общества от насущных проблем путем развлечения общества весьма эффективен. С тех пор мало что изменилось. Пожалуй, только развлечения перешли с подмостков Колизея на телеэкраны, способные охватить максимум народонаселения, которому для участия в развлечении даже не надо напрягать пятую точку поднятием с дивана. Вы только задумайтесь: телевидение появилось в середине 30-х годов прошлого века, «451 градус по Фаренгейту» издан спустя почти двадцать лет. И вот, по истечении почти 60 лет после издания этой антиутопии, до сих пор «телевизор говорит вам, о чем надлежит думать, и вколачивает это вам в голову». Вы покупаете именно тот шампунь/автомобиль/стиральный порошок, который настойчиво предлагает круглосуточная реклама; берете кредит в рекламируемом банке для удовлетворения потребностей, чтобы быть «как все», а «вашему разуму просто не хватает времени возмутиться: «Какой вздор!». И именно из тех же соображений вы никогда не увидите на экране вашего телевизора информацию, идущую вразрез с политикой облеченных властью – «душевное спокойствие, Монтаг».
Конечно же до сожжения книг в нашем современном обществе пока не дошло. Хотя нет, был такой этап во всемирной истории как раз в 30-х годах прошлого века (я не стану сейчас углубляться в Средневековье, там тоже промышляли сожжением). Это ведь, по сути, не так давно, чтобы забыть. Сегодняшнее общество, точнее, его отдельные индивидуумы, к счастью, читают книги, собирают книги, обсуждают книги. И это не может не радовать. Это дает мне, как старику Фаберу, надежду на то, что те, кто видит, к чему все идет сейчас, в наше время, не струсят и не смолчат, а громко и отчетливо возвысят голос, будут кричать все вместе…12680