Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Меня зовут Лис

Ли Виксен

  • Аватар пользователя
    Аноним21 января 2022 г.

    «Я бегу от смерти уже два года, и пока мне это удается». (с)

    Книга 2 — «Охотник на волков» — рецензия
    Книга 3 — «Имя для Лис» — рецензия
    ⠀⠀⠀Всеми силами я обходила эту серию книг с онлайн-бестселлерами. Всегда сомневалась в ней. Плюс, у меня есть некоторое предубеждение по отношению к этим книгам и многим современным русским авторам. Ничего не могу с собой поделать, но порой хочется уходить от этого, потому что это ограничение, которое может мешать. Когда подруга предложила мне печатные версии книг Ли Виксен, я все же подумала: а почему нет? Вот и шанс. Было два вида ожиданий по поводу этой книги: либо ничего вообще, либо что-то плохое. Я ожидала худшего, стоит признаться. И я была приятно удивлена, что книга все же смогла зацепить меня. Здесь есть свои минусы, которые я некогда встречала в других книгах. Обо всем по порядку.Сюжет, задумка и персонажи:⠀⠀⠀Эта книга расскажет вам историю о юной девушке по имени Лис, которая потеряла все, что имела. И теперь она борется за свое настоящее и будущее, по ночам мучаясь от кошмаров прошлого. В условиях войны ей приходится выживать, особенно когда девушек считают ненужным атрибутом на поле битвы. Она вынуждена скрываться под шлемом, чтобы не выдать себя. Зарабатывая себе на еду, она вдруг знакомится с генералами. И с этих пор ее жизнь действительно гонка на выживание, ведь смерть следует за ней. Ей придется узнать тайны легионеров, пережить свое прошлое, найти друзей и понять, насколько достижима ее мечта детства.⠀⠀⠀Итак, сюжет и фабула книги не кажутся чем-то новым и уникальным. Но сегодня сложно удивить читателя, на самом деле. Чем-то книга по атмосфере напоминает цикл книг Сабы Тахир: жестокость войны, секреты, борьба за жизнь. Или историю Мулан. Большая часть книги — постепенное развитие, порой слишком медленное. Но начало — слишком резкое. На мой взгляд, в книге нет сильной кульминации: здесь все достаточно понятно и даже тривиально во многих местах. А концовка кажется странной из-за необъяснимой мотивации. Но при этом есть интрига в конце, связанная с Лис. Остались и вопросы после книги. Например, загадка со шкатулкой и девушкой, на которой висел ключ: как она угадала, почему она задала такой вопрос, кто она вообще такая. Столько вопросов, так мало ответов. Но в то же время этот книжный мир все же привлекает внимание.⠀⠀⠀Когда я только начала читать, вообще не понимала, что происходит: что за странные названия? К чему вообще ведут? Что за война? Как понять хоть что-то? Та же путаница может возникнуть при чтении «Тени и кости» Ли Бардуго, когда действие происходит как будто не с самого начала, а где-то с поздней точки. С корабля на бал. Только вот «корабля» не было, сразу бал. И поэтому приходится резко ориентироваться, чтобы не потеряться в обилии названий, имен и событий. А их много, потому что мир оригинальный. Нет какой-то постепенности в развитии событий и их объяснении. Война, если будем перекладывать на реальность, — явление комплексное, даже если с первого взгляда кажется все просто (жажда наживы и территорий). А конкретное описание начинается в четвертой главе-бусине. Поздновато, на мой взгляд. Мир не должен раскрываться с первой же страницы (это было бы странно), но ощущение неприятного непонимания было.⠀⠀⠀Авторский мир выглядит интересно: легенды, притчи, сказания — что правда, а что вымысел? Есть интрига в этом, особенно когда мы видим отголоски легенд в сюжете. Кроме того, какие красивые названия, хотя сначала они все еще кажутся странными из-за нехватки объяснений (почему именно цветочный выбор): Алая Роза, Белые Лилии, Багряная Гвоздика и так далее. При этом жестокость войны показана на отлично, причем с самого начала книги, где Лис размышляет о нанимателях и солдатах ее легиона. И есть занимательная адаптация многих моментов: к примеру, гигиенический смысл бритья — это культ Сефирь, где это было обязательно. Есть свои шаблоны (например, ученичество), но они раскрыты грамотно и оригинально. В целом есть на чем можно разогнаться — и это круто. И очень надеюсь, что в двух следующих книгах мир раскроется еще больше. Единственное, что не совсем понятно, какая глобальная проблема (или общее «зло», или общая цель). Она не так четко обозначена, хотя есть некоторые подсказки в виде историй о Поглощающих и Сияющих. Но пока мало понятно.
    «Либо стань сильной, чтобы защитить себя, либо стань отчаянной трусихой, чтобы не попадать в неприятности. Не будь посередине, как сейчас, это самый опасный путь».⠀⠀⠀Поговорим о главных героях. Сначала Лис кажется полной фаталисткой, которая приняла свою безрадостную судьбу. Хоть прошлое не отпускает по ночам, она борется, а могла сдаться. Борется порой не самыми приятными способами. Но в то же время она сострадательная: вспомним ситуацию с селянами в самом начале книги. Став сильной и храброй, она сохранила в себе мечту детства: подняться на башню, на вершине которой можно познать Истину, Надежду и Любовь. Лейтмотив этого персонажа показан четко и понятно. Казалось бы, такая простая мечта, но в условиях трагичного случая и настоящей войны — реально ли это? Развитие Лиса плавное и органичное — от резкой ненависти и фатализма к постепенному раскрытию характера и главной проблемы. У нее есть слабости, есть сильные стороны, есть страхи и опасения. Она хочет быть сильной и сдавать сдачи. При этом она не совсем запуганная мышка, она умела дерзить и бросать вызов: Ферросу, Атосу, Лайле и другим. Все это прописано классно, вопросов нет. Не могу сказать, что она импонирует мне, но она кажется интересным персонажем с неплохими мыслями.
    «— У меня была мечта. Очень давно. Подняться на башню, на вершине которой можно познать Истину, Надежду и Любовь.
    — И что же случилось? — Старикан хитро сощурился.
    — Случилась жизнь, — ответила я».
    ⠀⠀⠀Атос… интересный, но пока плохо раскрытый. Или мало — зависит от того, как интерпретировать. Да, есть определенные моменты, которые объясняют его мотивацию и его характер. Так просто уйти, а потом так просто вернуться — странно. Если первое можно объяснить голосом разума, но второе — уже сложнее. Плюс он Генерал, и это не все так просто, как мне кажется. Поэтому вопрос: как работают тут чины вообще, какие есть обязанности. Так все легко и просто, что даже пугает. Про отношение к Алайле вообще молчу. И в рамках обсуждения Атоса хочется затронуть одну проблема. Я не совсем понимаю возраст в этом мире: сначала старик говорит, что Лис «слишком молода, чтобы думать своей головой» (окей, можем понять, всегда есть разрыв между поколениями и опытом), а потом мы узнаем, что генералы легиона очень молодые (Атос, Крамер и Алайла). А Атос вообще младше главной героини (ему 20, а она чуть старше). И как тогда понимать? Или ситуация со старостой, которого Атос назвал слишком молодом для такого поста. А для генерала он не молод? Путаница.⠀⠀⠀В общем персонажи есть как интересные (Лис или Извель, так как есть трагедия и есть занимательный лейтмотив), так и скучные (к примеру, Крамер и Алайла, потому что было все понятно с самого начала). Кто-то пока плохо/мало раскрыт, например, как Атос. И поэтому он может казаться странным в плане своей мотивации поступков. Но взаимодействие персонажей привлекает: подшучивание Лис и Атоса, робость/смущение Атоса перед Алайлой и так далее.⠀⠀⠀В книге есть своя определенная атмосфера, я бы даже сказала, что у меня этот мир ассоциируется с темно-оранжевыми или пыльными оттенками. Авторке получалось передавать весь ужас войны (начальные события книги) или ужас взаимоотношений (ситуация с Ферросом у костра). Проникаешься и начинаешь сопереживать. Кроме того, интересный элемент книги — вставки с легендами и историями, которые рассказывались около костра. К примеру, история Хейза про проклятого копейщика: пугающая история, которая напоминает по атмосфере скандинавскую или древнегреческую мифологию. Или история про Синюю Далию: красиво, необычно и со смыслом.⠀⠀⠀В начале некоторых частей глав есть философские вставки для размышления и объяснения событий/поступков в книге. Иногда они казались такими неадаптированными и, следовательно, ненужными. К примеру: «Каждый шаг в жизни — это выбор. Вставать или не вставать с кровати. Пойти одной дорогой или другой». В этом есть своя правда, но нет какой-то композиционной связности между этой вставкой и последующими событиями, на мой взгляд. А вот рассуждения о справедливости напомнили диалоги Платона на эту тему (на короткое время, конечно, но было похоже).⠀⠀⠀Если говорить про стиль и слог писательницы, то не было эффекта «вау», и не было некой авторской притягательности. А сумбурность из-за неадаптированных философских вставок еще и ухудшают ситуацию. Кроме того, немного режет сочетание «крик ткани» или «стон ткани», хотя, казалось бы, в книге поясняют, почему такое необычное сочетание слов. Но это уже не попытка перегнать Льва Толстого по красочности и обилии деталей, как это часто бывает (по моим наблюдениям). Например, случай с «Нордвудом», когда описания сыграли плохую шутку. Но у книги интересное композиционное деление: не на главы, а на бусины. А посвящение в начале книги — очень милое и притягательное: для тех, кому не хватает места в жизни и тех, кто отчаянно ищет ее.⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): авторский мир в плане содержания (есть интересные моменты); персонажи (если говорить про Лис и Извель); атмосфера книги; вставки с историями и легендами. Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): авторский стиль и слог; динамика и динамичность сюжета. Слабые стороны (минусы): авторский мир в плане объяснения; неадаптированные философские вставки, которые кажутся несвязанными с общим текстом (не все, но часто такое ощущение было); персонажи (Атос как минимум); путаница с возрастом и чинами; резкое начало; неуспешная попытка в платоновские диалоги с добавлением ненужных сюжетных линий (игра в покер как пример); открытый финал; затянутое начало; сумбурность событий.Выводы:⠀⠀⠀Яне могу сказать, что книга сильно впечатлила меня. Но я была приятно удивлена тем, что это не оказалось совсем никудышной книгой. И даже оценка 3 не означает что-то плохое, потому что тут есть как свои сильные плюсы, так и весомые минусы. Я хотела бы вернуться к этому миру, тем более есть под рукой эти книги. Есть интрига с Лис, хочется понять мотивацию Атоса, узнать больше про этот мир. И, возможно, следующие книги смогут удивить или впечатлить больше. Рекомендую ли эту книгу? Скорее да, чем нет. Книга действительно может увлечь.
    47
    869