Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2022 г.

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят

    Невозможно не отметить приверженного фанатизма автора заданной теме. Обилие познаний средневековой истории вызывает желание аплодировать! А вот их использование — к сожалению, нет. Книга чудовищно перегружена пережёвыванием одних и тех же исторических личностей и событий, щедро замешанных утомительных диспутах о религии и рассуждениях, был Христос беден или нет. Когда уже от нудности хочется выть и бросаться книгой в стену, автор милостливо сбрасывает с барского плеча кусочек детективной линии. Которая — увы! — составляет лишь тоненькую прослойку между тяжёлыми и сырыми пластами обсуждений тонкой разницы между ересью и Божьей благодатью. Эко умело замаскировал пыльный теологический трактат под средневековый детектив. На что я и купилась. Средневековый колорит, списанный с Шерлока Холмса гениальный следователь... Колорита оказалось так много, что сквозь него пришлось продираться, как сквозь глухую чащобу, а таланты Вильгельма после случая с поиском лошади больше так ярко и не проявились.

    Атмосфера средневековья передана бесподобно. Забавно читать сетования монахов о разложении нравов и гибели морали. Дескать, молодое поколение уже не то, оно выродилось и живёт в грехе, и Апокалипсис не за горами. То же можно увидеть и во времена Шекспира, и в серебряном веке, и в современности... Некоторые вещи не меняются. Также как и гибкость правды. Которую верти как хочешь, были бы подходящие убедительные аргументы и доверчивая аудитория. А вот любовные самоистязания юного Адсона и постановка диагноза душевным страданиям по средневековым медсправочникам вызывает как минимум улыбку. Как и вся ситуация и процесс "грехотворения" в целом. Вначале осыпал незнакомку велеречивыми комплиментами, а затем взял её, как животное. Даже не узнав имени! Ох уж эти вайбы тринадцатого века...

    Но несмотря ни на что, "Имя розы" ловит читателя в свой силок и не отпускает до финала. Таинственные смерти, интриги, сплетни, обилие грязи в казалось бы, таком безгрешно-чистом месте. Финал, к слову, в десять раз лучше, чем вся книга! Шестой и седьмой день — это просто награда для самых упорных и терпеливых. По остальной же части текста хочется пройтись с бензопилой и вырезать добрую половину. Ибо все теологические изыскания и противоречия подводятся к одной-единственной мудрой фразе Адсона:


    Или, может статься, именно в этом коренится различие между святостью и ересью? Выходит, святость предполагает смиренное ожидание от Господа того, что обещано его святыми, а ересь — это попытка добиться того же собственными средствами?

    К слову говоря, происходи действие не на бумаге, а в реальном средневековье, вряд ли бы перед Вильгельмом так преклонялись. Его слишком смелые взгляды, дерзкие, полные сомнений в роли Бога и Дьявола речи, необъяснимые (для простецов) аналитические способности, граничащие с колдовством выводы... Шкворчал бы Вильгельм Баскервильский на костре вместе с еретиками.

    50
    1,7K