Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Аноним19 января 2022 г.В чужой монастырь со своим уставом не ходят
Невозможно не отметить приверженного фанатизма автора заданной теме. Обилие познаний средневековой истории вызывает желание аплодировать! А вот их использование — к сожалению, нет. Книга чудовищно перегружена пережёвыванием одних и тех же исторических личностей и событий, щедро замешанных утомительных диспутах о религии и рассуждениях, был Христос беден или нет. Когда уже от нудности хочется выть и бросаться книгой в стену, автор милостливо сбрасывает с барского плеча кусочек детективной линии. Которая — увы! — составляет лишь тоненькую прослойку между тяжёлыми и сырыми пластами обсуждений тонкой разницы между ересью и Божьей благодатью. Эко умело замаскировал пыльный теологический трактат под средневековый детектив. На что я и купилась. Средневековый колорит, списанный с Шерлока Холмса гениальный следователь... Колорита оказалось так много, что сквозь него пришлось продираться, как сквозь глухую чащобу, а таланты Вильгельма после случая с поиском лошади больше так ярко и не проявились.
Атмосфера средневековья передана бесподобно. Забавно читать сетования монахов о разложении нравов и гибели морали. Дескать, молодое поколение уже не то, оно выродилось и живёт в грехе, и Апокалипсис не за горами. То же можно увидеть и во времена Шекспира, и в серебряном веке, и в современности... Некоторые вещи не меняются. Также как и гибкость правды. Которую верти как хочешь, были бы подходящие убедительные аргументы и доверчивая аудитория. А вот любовные самоистязания юного Адсона и постановка диагноза душевным страданиям по средневековым медсправочникам вызывает как минимум улыбку. Как и вся ситуация и процесс "грехотворения" в целом. Вначале осыпал незнакомку велеречивыми комплиментами, а затем взял её, как животное. Даже не узнав имени! Ох уж эти вайбы тринадцатого века...
Но несмотря ни на что, "Имя розы" ловит читателя в свой силок и не отпускает до финала. Таинственные смерти, интриги, сплетни, обилие грязи в казалось бы, таком безгрешно-чистом месте. Финал, к слову, в десять раз лучше, чем вся книга! Шестой и седьмой день — это просто награда для самых упорных и терпеливых. По остальной же части текста хочется пройтись с бензопилой и вырезать добрую половину. Ибо все теологические изыскания и противоречия подводятся к одной-единственной мудрой фразе Адсона:
Или, может статься, именно в этом коренится различие между святостью и ересью? Выходит, святость предполагает смиренное ожидание от Господа того, что обещано его святыми, а ересь — это попытка добиться того же собственными средствами?К слову говоря, происходи действие не на бумаге, а в реальном средневековье, вряд ли бы перед Вильгельмом так преклонялись. Его слишком смелые взгляды, дерзкие, полные сомнений в роли Бога и Дьявола речи, необъяснимые (для простецов) аналитические способности, граничащие с колдовством выводы... Шкворчал бы Вильгельм Баскервильский на костре вместе с еретиками.
501,7K