Рецензия на книгу
War and Peace
Leo Tolstoy
Аноним11 апреля 2013 г.Жизнь не кончена в 31 год (с)
"Ах, князь, mon cher, Генуя и Лукка стали предместьями Буонапарте... Садитесь и рассказывайте",- так говорила в 1805 году Анна Павловна Шерер, так начинается эпохальное произведение Л.Н. Толстого "Война и Мир". Начинается с 1805 года, и нас подхватывает цунами любопытного волнения, выжидания, нарастающего негодования, а с войной накрывает с головой всевозможными человеческими страстями. Война не щадит никого, мастерски срывает маски.
Произведение эпохальной, колоссальной внутренней силы, которой мало этих четырёх томов, и она рвется за пределы книги, выплескиваясь в умы людей, прорастая в них, занимая мысли. Не думать о книге невозможно- она слишком гениально для этого написана.
Но все-таки в 11-м классе читать книгу рановато. Когда в 11-м классе мы проходили "Войну и Мир", я с трудом осилила 3 тома и бросила. Я не могла понять героев, не могла их помиловать с высоты своего юношеского максимализма, припечатывала ярлыки персонажам, которые были старше меня как по возрасту биологическому (в первом томе, в первой части, Наташе Ростовой 13 лет, но потом она старше 11-классников), так и внутреннему. Я осуждала Наташу за романтический порыв в отношении Курагина, не могла ее понять- как, такого прекрасного и положительного князя Андрея променять на какого-то смазливого пустышку Анатоля? Тем более я не могла понять и принять выбор Наташи Пьера в мужья в самом конце романа.
Сейчас я прочитала роман с упоением, переживая с героями каждый эпизод. Музыкальная шкатулка, с которой я так небрежно обошлась в детстве, пытаясь открыть ее молотком, вдруг открылась передо мной сама собой, являя столь изумительную и тонкую работу, что у меня захватило дух.
Каждый персонаж, начиная от Наташи Ростовой, заканчивая Анной Павловной Шерер, выписан тщательно, объёмно. Перед нами не выдуманные персонажи, перед нами живые люди- столь разноплановые получились характеры. Война смерчем подхватила все светское общество и разметала как причудливый пасьянс. По-разному сложились судьбы, и нам дано проследить за каждой судьбой.
Помню, тогда, когда я читала книгу в 16 лет, мне нравился князь Андрей. Мне и сейчас он понравился, как может нравиться сильный, умный, несколько циничный мужчина исключительной порядочности и душевных качеств. Но сейчас уже я не воспринимаю князя Андрея как мужчину без недостатков. Я вижу его слабости- перемены настроения, приступы желчи и неумения организовать свой досуг, гордыню. И тем не менее, он мне глубоко симпатичен в своих исканиях безбрежной голубизны и чистоты, ведь жизнь, определенно, "не кончена в 31 год".
Наташа Ростова симпатична своей порывистостью. И сейчас я понимаю то, что не понимала в 16 лет,- ее желание создать семью, родить детей и сосредоточиться душой и телом на семье. Не разделяю ее точку зрения, ибо негоже женщине запускать себя, так как нужно быть Женщиной всегда, но понять могу. Не могу простить ей предательства по отношению к Соне. В разговоре с княжной Марьей Наташа назвала Соню "пустоцветом" и выражалась в ее адрес весьма пренебрежительно. Бедная Соня! Чем заслужила она такое отношение со стороны Толстого? Тем, что искренне и верно любила? Тем, что была бедна? Тем, что отдавала душевные силы ради счастья других людей и любимого человека? Чем заслужила Соня такую незавидную участь? Красивая, добрая, чуткая, терпеливая Соня, которая и внешне, и внутренне лучше Наташи Ростовой? Соню я люблю больше Наташи, так уж сложилось, что эта кошечка мне мила.
Пьер Безухов- любимец Толстого. Он добр и честен, но не умеет быть твердым и категоричным, в нем не хватает сильных мужских качеств. Даже от брака с Эллен, которую он не любил, отказаться не смог- не хватило умения сказать "нет". Вместо этого он произнес то, к чему его толкали,- je t'aime. А потом страдал, но и тогда не мог решить проблему. Он вообще не умеет решать проблемы, его метод- бегство. В масонство, в мечты, в далекие от реалий схемы- куда угодно. Не умерла бы Эллен, он так бы и продолжал страдать, но Толстой не мог допустить, чтобы его любимый персонаж остался несчастлив в личной жизни, и убил Эллен.
Красавица Эллен Курагина-Безухова. "Где Вы- там порок",- сказал ей Пьер. Но она - дитя своего времени. Лицемерная, прекрасная, запутавшаяся, как бабочка, в паутине лжи, желаний и событий. Толстой не раз называет ее глупой женщиной, но она была далеко не дурой. Во всяком случае, умела добиваться своего, просто не была столь добродетельна, как княжна Марья. А добродетель и ум- вещи разные. Эпоха Эллен закончилась, и она ушла со сцены.
Княжна Марья- вот еще любимица Толстого. Некрасивая внешне, но удивительная по внутренним качествам- кроткая, добрая, способная любить, понимать и прощать. Но и княжна Марья может быть несколько ограниченна в своих добродетелях: так, например, она не в силах понять, что муж черпает в общении с мужиками, а, соответственно, не может понять. Тем она милее и человечнее.
Вообще персонажи Толстого хороши тем, что среди них нет откровенно положительных героев, как нет откровенно отрицательных. Каждый персонаж обладает достоинствами и недостатками, как самые обычные люди.
В книге чувствуется русский колорит. "В ней русский дух, в ней Русью пахнет". И неважно, что 1/4 книги написана на французском- Толстой метко отразил эпоху, нравы и привычки того времени. Он был предельно внимателен к деталям. Есть в книге нечто эфемерное, сильное, как плотная, тонкая, но прочная нить, которая связывает всех и вся, объединяя исконно русским началом.
Примерная цитата: Наполеон привык сражаться по правилам. Так, фехтовальщик встает в исходную позицию, в положенный час делает выпад, а потом снова встает в позицию. В России он столкнулся с тем, что поднялась русская дубина русского гнева и, не соблюдая правил, то и дело опускалась на голову фехтовальщику, пока тот не бросил шпагу и не потерял сознание. Наполеон потом горько жаловался Александру на нарушение правил ведения войны.
"Война и Мир"- это не только патриотическая книга, объединяющая людей в твердое ядро нации. Это книга жизни. Книга судеб. Книга всевозможных поведенческих моделей, пороков и добродетелей, подлости и самоотречения. И пусть пройдет еще хоть 1000 веков, "Война и Мир" никогда не устареет. Это вечная книга о главном - о любви, смысле существования человеческой единицы в нашем бренном мире, поиске себя.
30328