Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
pattz7 апреля 2013 г.… он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного ощущения. И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений.И правда. Ощущения от чтения непередаваемые. Я прочитал эту книгу уже тогда, когда каждый уважающий себя человек её должен был прочитать. Я помню, когда я взял эту книгу как положено по программе в десятом классе, но далеко в чтении я не ушел. Причина ясна как день. Язык и правда очень сложен, и читать надо уметь такое. Необходимо полное погружение. Сейчас когда, уже имея небольшой опыт в чтении, я решил узнать, в чем же суть преступления и наказания, книга поглотила меня полностью. Думаю это и неудивительно, с самого начала роман уже начинает тебя захватывать.
Образ Петербурга открывает весь роман, сам Петербург отдельный герой произведения, причем первостепенный. Весь город темный, душный, тесный, грязный. Зной, духота, зловоние – непременные атрибуты прошлой столицы. Какой город – такие и люди. Всюду нищие, пьяницы, распутные женщины, отвергнутые обществом люди. Это город лестниц, коморок, тайников, трактиров, публичных домов, кабаков. Вокзал потерянных душ, рынок человеческой погибели и низменного греха.
На фоне всего этого открывается сама квартира, точнее сказать даже комната, главного героя Родиона Раскольникова. Она вся такая тесная низкая, что удивляешься как можно жить в таком помещении. Это мелкая под крышей дома «клетушка» с жалкими стенами и отстававшими от стены обоями, несколько старых предметов мебели загоняют тебя в такое душное место, что сделать вздох не представляется возможным.
Но если бы такая комнатка была единичной, совсем нет. Второе важное место в романе имеет и квартира семьи Мармеладовых, что так же описана весьма эпично. В ней так же не просто жить, и еще сложнее жить свободно.
Все эти мрачные зарисовки и пейзажи складываются в нечто большее, чем сумма картин, это рисунок мрачной, бездушной жизни, что просто нельзя не удивиться самому рождению теории Родиона Романовича Раскольникова. Это бунт против сложившейся ситуации, это протест против сложившейся ситуации.
Бывший студент юридического отделения, гордый, смелый, уверенный, да и весьма приятный и умный молодой человек, но несмотря на это безумно одинокий и покинутый – такой я вижу образ главного героя, господина Раскольникова. Случайно ли это, что на преступление пошел именно образованный (думаю, что это очевидно) человек с юридическим образованием? Едва ли. Да, и вся теория, что несет в себе теорию и преступнике явно не случайна.
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!«Идея, она как бактерия. Её сила так же велика. Любая, даже самая маленькая её крупица, способна либо навсегда стать частью тебя, либо уничтожит» © Начало
Несмотря на всю опасность теории, на всё к чему она привела в итоге, Раскольников разочарован именно в себе. Герой по-прежнему верит в состоятельность теории, оправдывающую «кровь по совести», он не признает себя виновным перед законом. Герой презирает себя за признание, за явку с повинной, страдает от того, что не может отнести себя к сильным мирам сего. Причем его страдание и одиночество показывается и вычерчивается гораздо отчетливее на фоне постоянных людей. Все действия ведутся либо на улицах, кишащими людьми, или набережных города, либо в трактирах, похоронах, происшествиях, бедах. Раскольникова всегда окружают люди, но они не могут его поддержать или помочь. Всё это иллюзия. Даже его друг, оказывается лишним, и ему Родион не смог открыть свою душу.
Теория, хотя, безусловно, интересна, и как она влияет на самого героя, но образы других героев представляет больший интерес. Можно проследить, как практически всех героев Ф.М.Достоевский сводит к тому же грязному и низкому Петербургу.
И только один герой, что как «луч света в темной царстве» – Софья Мармеладова. Она показана тихой, кроткой, скромной девушкой. Она воплощение такой чистоты и искренности, жертвенности, что просто поражаешься чуткостью её души. Но в момент, когда в разговоре с Раскольниковым она говорит о Боге – совсем неуверенной её не назовешь. Соня, уверенная в своих убеждениях и сильна духом, её не сломить и не напугать ничем. Даже сам Родион Романович признал это в ней, когда нагнулся к полу, поцеловав ногу – «я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Я ведь не старушонку убил, я себя убил!Грех от самого убийства несчастной старухи-процентщицы вторичен по своей сути. Раскольников убил себя, предав заповеди Господа, совершил грех перед Богом прежде всего.
Именно это и заводит героя романа в жизненный тупик, из которого он не может выбраться, и только через Сонечку он получает шанс на прощение и исцеление. Через любовь и страдание находит выход его боль, его эмоциональный тупик.
Со всего этого и начался весь роман – тупик, безысходность, праздность Петербурга в непосредственной близости с состоянием Родиона Раскольникова.Сейчас, я не могу вспомнить, что я писал в школьном сочинении, к сожалению, тетрадь не сохранилась. А так перечитал бы с удовольствием, о чем же я писал, совершенно не мысля в романе, его героях, образах, символах. Но думаю, что искупил душу этим признанием и рецензией.
790