Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь Пи

Янн Мартел

  • Аватар пользователя
    Аноним6 апреля 2013 г.

    В бескрайнем пространстве всемирной литературы отдельное место занимает тема взаимоотношения человека и животного. Изучение этого вопроса корнями уходит в историю: в мифологии и фольклорных мотивах часто встречаются образы гомункула, полученные в результате совмещения этих двух антиподов или же наделения животных человеческими качествами. Примеры приходят в голову сразу, достаточно вспомнить самые простые легенды: кентавр, сфинкс, минотавр, сирены и прочее. В египетской мифологии все боги имели звериные головы – богов страшились и боялись, поэтому их сознание и рисовало такие пугающие образы. В каждой культуре было священное животное или же, напротив, животное предвещающее беду (в Древнем Египте, например, такими животными являлись змеи, бегемоты, крокодилы – их считали помощниками бога Сета). В средневековой литературе животных часто использовали как метафору («Божественная комедия» Данте Алигьери, цикл «Ренардия» - животный эпос) с помощью которых передавался образ определенного архетипа ( плут, священник, невежда, рыцарь и прочее) или собирательный образ какого-то явления или объекта. Постепенно, с развитием естественных наук, мы пришли к привычному для нас пониманию животного, как нечто чужеродного, чего-то такого, над чем мы стоим, человек вырвался из природы и заявил: «Я ее царь!» В литературе животное стало играть роль самого себя – отдельный биологический объект.
    А теперь перейдем к игре Янна Мартела. Интерпретировать роман «Жизнь Пи» можно по-разному, более того – это очень просто. За основу всего взята довольно-таки простая конструкция: борьба между двумя противоположностями. Мотив противостояния стар, как мир и рассмотреть его можно в абсолютно разных аспектах.
    Во-первых, общекульурный аспект – противостояние Западной и Восточной цивилизации. Путешествие Пи – это путешествие из далекой Индии в Соединенные штаты. Колыбель мудрости, обитель духовной жизни, но беднейшее государство и высокоразвитая в техническом аспекте страна, где живет эта самая «американская мечта» , где вместо нирваны стремишься достичь наиболее высокого положения в обществе, где жизнь никогда не стоит на месте и где «созерцание» нарекается ленью. Человек, совершающий такой широкий шаг, переживает очень сильный стресс. Пи является олицетворением своего родного дома – не зря половина книги посвящена религиозной теме, рассуждением о вере, о Боге. Пи – совершенен духом, он полон внутри самого себя. На другую чашу весов встает зверь с человеческим именем Ричард Паркер. У Ричарда Паркера, как ни странно, нет своих богов кроме животного инстинкта о самосохранении, Ричард Паркер сам себе бог, но этот бог бы умер, коли не его «лодочный сожитель». Что получается – кормит людей их умение думать, соображать, чувствовать, тогда как бесконечное потребление может в любой момент придти к своему концу. Однако нельзя недооценивать и Ричарда – как никак он был и катализатором деятельного Пи. Трудности заставляют думать, соображать, они стимулируют активность. Получается хорошо известная нам по учебнику истории ситуация – закрытый Восток (за пример можно взять любое государство - Китай, Индию, Японию), продуктами деятельности которой начали пользоваться западные гости, Восток, прекрасно существующий своей интроверсией, Восток, который рискует быть поглощенным навязчивым западным миром. Бесспорно, Запад стал катализатором индустриального прогресса Востока, но вопрос стоит в том, а нужен ли он был?..
    Можно оценить с иной точки зрения роман и проследить за путешествием Пи как за путешествием каждого человека по бескрайнему океану жизни, таящему в себе как и чудеса, красоту и великолепие, так и опасность. Пи - это наша светлая сторона, бенгальский тигр - темная. Темная сторона разрушительна, кровожадна и непостижима, она напрямую зависит от наших инстинктов. Пи - это разум, спокойствие, доброта. В конце концов именно светлая сторона "кормит" нас, помогает выжить, без нее и плохая погибнет, но и светлая не может существовать без темной, иначе - это уже не мы. Задача светлой стороны - приручить, укротить темную, показать ей ее место.
    На пути можно встретить много всего, особо интересен образ тот хищного остров. Изначально он кажется просто раем - здесь есть все блага для утомленного путника, есть вода, еда, кров – мнимое благо. Но за любое благо надо платить - и остров ночью забирает свое. Как часто по жизни мы сталкиваемся с такими островами, не так ли? Кто-то успевает сбежать с него, а кто-то плещется в иллюзорном счастье, пока от него не останутся одни зубы.
    Но итог всегда один, и течение жизни, так или иначе, принесет к тебя к земле. Ты можешь делать многое, но не покидая лодки, пытаясь устроить свою жизнь в ней, но есть вещи, за которые отвечает только судьба. Иными словами – ты ответственен за свое существование и образ жизни в нем пока плывешь в своем маленьком судне, но позиция материализма никак не отрицает фатальность жизни.
    Можно рассмотреть конфликт и с социальной точки зрения, это борьба высшего класса и низшего. Взаимодействие между ними появляется на материальном интересе: высший класс обеспечивает работой более низкий, низкий борется за выживание и кормит более высокий от страха перед властью и силой. А за бортом – чудеса всего мира, подводные глубины, полные волшебства, а над головой небеса, но ты никуда не денешься, поскольку все, что дала тебе жизнь- это ничтожно маленькая лодка, с которой бежать можно разве что в неизвестность. Так и приходится корпеть за еду, воду, возможность существовать и дышать, и не ясно – зачем?

    3
    24