Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
dirty_johnny5 апреля 2013 г.Внимание!
В тексте частично или полностью раскрывается сюжет произведения.
Впечатления.
Читается текст достаточно легко, сказать, что он красив и полон метких и емких фраз нельзя, одновременно нельзя сказать про текст, что он вязкий и трудно дающийся.Первоначальное впечатление "ох уж эти британцы, даже в антиутопию вставят деление на касты", по мере прочтения быстро сменяется уважением к труду автора и тоской по созданному им идеальному миру.
Этот роман – утопия. Да, да, именно – утопия! Антиутопией здесь и не пахнет. Как бы это не показалось странным некоторым читателям или даже самому автору.
В сравнении с другими антиутопиями – в частности, с Фаренгейтом, утопия Хаксли ощутимо выигрывает в логичности поведения своих персонажей. К примеру ,почему жена Монтега (451 по Фаренгейту)пытается совершить суицид? Какой мотив ей движет? Все есть, что еще нужно – эфемерная свобода? Почему жители мира Фаренгейта пытаются с собой покончить – это кажется надуманным. Мир Хаксли же абсолютно органичен. Даже Бертран – дай ему роста – решит его проблемы.
Почему-то людям вбивается в голову принцип, согласно которому свободе должны обязательно сопутствовать неустроенность быта и несчастливость. Искусство – в свободе, а свобода – это всегда несправедливость – утверждается в нашем обществе.
Да, нищета, да, грязь – но какая свобода! При этом как-то упускается из вида тот факт, что абсолютное большинство людей на эту свободу плевать хотели с высокой колокольни. Была бы стабильная еда, жилье, одежда, не нужно было бы сильно напрягать голову, убрать страхи и все – рецепт счастья готов. Зачем там свобода?
Разве все революции и освободительные войны не ставили себе в конечном счете цели «меньше работать и больше жрать» (с)? Вот крестьяне свергли буржуазию. Почему? Буржуазия вынуждала мало жрать и много работать. Терпели-терпели сколько могли, как совсем стало нечего есть, а спины стали ломаться от работы – восстали. Ради чего? Чтобы разнести по миру светлые идеи всеобщего мира, равенства и братства? Нет конечно. Чтобы больше жрать и меньше работать.Освободительное восстание против оккупантов. Какая цель? Светлые идеалы свободы, равенства и братства? Вовсе нет. Оккупанты дают мало жрать и заставляют много работать.
А если представить себе, что все в мире стали получать «жрать» столько, сколько нужно, а работать их заставляют ровно столько, сколько они могут, но не больше – чтобы не истощались силы и не опускались руки, но и не меньше – чтобы от безделья не накатывала депрессия?
Художники и писатели, вместо сублимации своего либидо в картинах, изображающих женщин или книгах, изображающих с ними соитие, получают всегда готовых к совокуплению женщин, без будущих детей и без обязанностей.
Сколько процентов от произведений мирового искусства составляют тексты, полотна, музыкальные произведения, описывающие различные сексуальные девиации или просто соитие в самых разнообразных формах?
Сколько процентов от произведений мирового искусства составляют тексты, полотна, музыкальные произведения, описывающие страдания человека от того, что ему приходится мало жрать и много работать?
Сколько процентов от произведений мирового искусства составляют тексты, полотна, музыкальные произведения, описывающие жизнь тех, кто много жрет и мало или вообще не работает?
А если представить, что всем стало доступно много жрать и мало работать, совокупляться без существенных ограничений.
Зачем нужны будут произведения о сексе, о борьбе за то чтобы меньше работать и больше жрать, о жизни тех, кто много жрет, если все это будет доступно – секс, жрать и мало работы?
Отпадет необходимость в революциях, искусстве в том виде, в котором мы его знаем. Неоткуда будет браться депрессиям, обидам, огорчениям.
Очень удачны находки Хаксли с Господом нашим Фордом – апофеоз возведения потребления до высот божественного культа. Очень привлекательной выглядит идея жить до 60 лет, не болеть и иметь внешность 30-летнего человека. Гипнопедия, прививка полезных рефлексов.
Небольшие сомнения возникают насчет счастья женщин в таком мире – все-таки, инстинкт материнства основной у женщин. И если инстинкт мужчины в новом мире удовлетворяется в полном объеме, то женский – выглядят ущемленным.
Отличная книга.
С радостью согласился бы жить в таком мире хоть альфой, хоть гаммой – абсолютно без разницы. Но в том-то и ужас утопии – она, в отличии антиутопий с реальными прототипами, в действительности невозможна.10512