Рецензия на книгу
Циники
Анатолий Мариенгоф
Аноним11 января 2022 г."... жизнь как коробка шоколадных конфет..."
Подавляющее большинство книг попадает в поле нашего зрения именно благодаря своему сюжету. Если в довесок к нему идет красивый и литературно богатый стиль повествования, это воспринимается как большая удача. Даже когда знакомишься с рецензией на практически любую книгу, читатель всегда начинает с анализа сюжета и лишь иногда, вскользь в конце может упомянуть о понравившейся ему манере изложения. Но много ли Вы знаете книг, которые стоит читать только ради одного писательского слога? Когда автор пишет настолько прекрасно, что то, о чем он пишет, уходит глубоко на дальний план и практически не играет никакой роли в Вашем восприятии произведения и Вашем впечатлении от прочитанного. До встречи с творчеством Анатолия Мариенгофа лично я в своем литературном багаже таких случае не припомню. Да, были писатели, чье владение словом западало мне в душу, в сердце и в память надолго, но чтобы так... Читая "Циников", даже ничего не зная о Мариенгофе, безошибочно чувствуешь, что так жонглировать словами, так соединять между собой то, что казалось бы соединить невозможно, может только поэт и никто другой. О существовании имажинизма как направления в русской поэзии XX века я до этой книги ничего не знала, но теперь понимаю, что даже не имея понятия об этом термине, всегда восхищалась его проявлениями в литературе!
Я млела буквально от каждого предложения. Это было красиво, поэтично, мелодично и необычно одновременно! Сначала я выписывала в блокнот наиболее впечатлившие меня цитаты, но потом поняла, что это гиблое дело - так я дойду до полного переписывания текста книги... Все эти "... Двор. Грустный и брюнетистый - как помощник провизора...", "... Стекло, хихикнув, будто его пощекотали под мышками, pассыпалось по каменной площадке и обкусанным ступеням довольно кpутой лестницы...", "... Глубокий снег скpипит под полозьями, точно гигpоскопическая вата...", "... Мое тело словно стаpинная люстpа. Каждый неpв звенит и бьется хpустальной каплей...", "...Только что я собиpался нажать гоpошинку звонка...", "... Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце...", "... Визгливый женский голос продырявил дверь..." - так прекрасно, что от этого даже становится немного грустно... А юмор! Какой в этой повести шикарный юмор! Жизненный, горький, едкий - порой не знаешь то ли плакать от него, то ли смеяться...
"... — Ольга, я пpошу вашей pуки.
— Это очень кстати, Владимиp. Hынче утpом я узнала, что в нашем доме не будет всю зиму действовать центpальное отопление. Если бы не ваше пpедложение, я бы непpеменно в декабpе пpевpатилась в ледяную сосульку. Вы пpедставляете себе, спать одной в кpоватище, на котоpой можно игpать в хоккей?.."
"— Делать-то вы что-нибудь умеете?
— Конечно, нет.
— H-да...
И он деловито свел бpови.
— В таком случае вас пpидется устpоить на ответственную должность..."
"— Ужасно, ужасно, ужасно! Все вpемя была увеpена, что выхожу замуж по pасчету, а получилось, что вышла по любви..."
"— В самом деле, Владимиp, с некотоpого вpемени я pезко и остpо начинаю чувствовать аpомат pеволюции.
— Я тоже, Ольга, чувствую ее аpомат. И знаете, как pаз с того дня, когда в нашем доме испоpтилась канализация..."Что касается сюжета, то тут тоже невозможно не отдать автору должное. К теме Революции и НЭПа в литературе прибегали очень многие авторы, но так как Мариенгоф о ней не писал никто. Он раскрывает основные вехи этого периода посредством переноса их на судьбу двух отдельно взятых людей, ничтожных по меркам истории и невероятно важных друг для друга. Их прежний упорядоченный и интеллигентный мир в одночасье рухнул, в новом же они отчаянно барахтаются и пытаются отыскать для себя место и не находят... Они цепляются друг за друга, за более удачливых знакомых, за воспоминания, за сиюминутные радости и удовольствия. Но все это так шатко и ненадежно... Они вырабатывают собственный способ взаимодействия с окружающей действительностью и нарекают его цинизмом. Но как мне кажется, на самом цинизмом ни один из них не обладал. Владимир принял эту философию потому что ее приняла Ольга, а Ольгу он любил и принял бы для себя все, что приняла бы она. Ольга же в душе была хрупкой и ранимой и цинизм, которым она себя покрыла, был лишь броней, защищавшей ее от окружающего мира. Бравада и не более... С момента появления Ольги на страницах этой книги становится ясно, какой финал ей уготовил автор - без вариантов. Обладай бы она подлинным цинизмом, такого бы не случилось. Ольга и Владимир чем-то напомнили мне героев Ремарка - потерянное поколение, которое не принадлежит ни одному времени. Они словно попали во временную петлю без права причалить куда либо... Создай этих героев любой другой автор, я бы, наверное, отнеслась к ним иначе. А так они вызывают во мне лишь неимоверную грусть и душевную горечь... А периодические авторские документальные вставки из жизни в глубинке заставляют волосы на затылке шевелиться... Мариенгоф создал невероятное по силе и красоте произведение...
351,3K