Рецензия на книгу
Король, дама, валет
Владимир Набоков
Аноним11 января 2022 г.Играем в карты с Набоковым
Чтение Набокова для меня всегда событие. Почти каждый его роман - уникальная компиляция потрясающего стиля, остросюжетной истории и, простите за пафосные выражения, метафизической головоломки, игры, если угодно, которая ставит его прозу на совершенно иной уровень, достижимый лишь для крайне небольшого количества романистов.
"Король, дама, валет", появившийся на полках в 1928 году, стал для молодого автора вторым в его жизни романом. После простоватой по структуре и задумке "Машеньки", в которой автор только начал раскрывать свой писательский талант, в новом произведении Набоков решает отстраниться от личного - насколько это возможно, - и создать роман в себе - историю, которая бы жила своей собственной жизнью и имела минимальное количество референсов к жизни самого Владимира Владимировича. Такой подход позволил молодому писателю сосредоточиться на конструировании более сложного и гибкого структурного механизма, который мог бы предстать перед будущим читателем неким пазлом, который каждый собирал бы по своему, получая на выходе разную картинку. Так, он создал систему зеркал; многоуровневый сон, похожий на нечто из киноленты "Начало", который позволяет создать теорию о том, что все события после поезда - сон и тому подобное; параллель с карточной игрой скат, о которой автор мельком упоминает в одной из глав, добавляет в роман еще один ключ, дающий основания полагать, что в истории валетов несколько и главным из них может быть арендодатель Франца (в карточной игре валет - козырь, а старший из них, трефовый, между игроками называется стариком), что наталкивает на мысль о том, что все происходящее - сон полоумного старика, чье имя, Менетекельфарес, открыто указывает на концовку и зарождает еще несколько возможных теорий о том, кто есть кто. И я бы мог потратить еще несколько сотен и тысяч слов на описание всех тех цепочек и ветвей, теорий и замыслов, которые родились где-то в недрах моей черепной коробки, однако все это - лишь мои версии, большая часть из которых уже порвана и выброшена в камин. Важно другое - сам факт того, что все эти теории возникают, причем с частотой фейерверков в новогоднюю ночь, - делает из романа нечто уникальное, то открытое , о котором Эко и другие доки семиотики пишут в своих работах (Умберто Эко - Открытое произведение).
Я не перестаю - и надеюсь не перестану, - восхищаться Набоковым. Его романы - настоящая находка для каждого "читателя-крота", который любит покопаться в произведении, любит соавторство, а не линейное восприятие (к которому я тоже прекрасно отношусь). Убежден, что каждый найдет в этом романе что-то свое и высоко поднимет брови, прочитав чужие теории и мнения об истории Марты, Франца и Драйера. В этом и заключена вся прелесть набоковского многогранного бриллианта, сияющего для всех и каждого по-своему.
64956