Рецензия на книгу
Киномания
Теодор Рошак
Аноним11 января 2022 г.КИНОЗАГОВОР
История развития кино в остросюжетном жанре. Не нонфикшен, художественная проза самой высшей пробы. При том, что это, все-таки, наверное, и конспирологический триллер и детектив и роман воспитания, даже в чем-то. Жемчужина. Бриллиант. Тотальный постмодерн. Чтение "Киномании" - лучшее, что может случиться с поклонником киноискусства. Под киноискусством я понимаю киноискусство, а не поделки о супергероях. Хотя, при всей невообразимой насыщенности книги информацией о кино как таковом, о людях, его создававших, в первую очередь, в середине прошлого века, ключевое внимание уделено жанру хоррора. Автор как бы, намекает, что тут важно скорее "как", чем "что". Решусь определить, что ключевая история романа - о манипулировании сознанием, не больше и не меньше, и пусть бросят в меня кинопроектором те, кто скажет, что это спойлер. Ведь всё кино - манипулирование сознанием, не так ли? Поэтому "что" в настоящем кино надежно спрятано под "как" и говорить об этом прямо - не принято. А иногда и очень опасно, добавляет Теодор Рошак.
Должен честно предупредить, что часть книги состоит из бесконечных перечислений фильмов, режиссеров, актеров и обстоятельств их взаимодействия. Вдумчивого читателя пугать это не должно. Тем более, что это абсолютно оправдано, так как позволяет нам лучше понять постепенное вовлечение героя в киномир и его растворение там, практически, без остатка. Опять-таки мы, кроме авантюрного романа получаем еще и кино-энциклопедию.
"В ходе наших коротких деловых взаимоотношений Шарки уводил меня в кинодебри, о существовании которых я и не подозревал, — начиная с бесконечно сложной экспозиции «Шанхайского жеста» [«Шанхайский жест» (1941) — экзотическая драма Джозефа фон Штернберга.], который он считал «метафизической порнографией высочайшего уровня». После этого он принимался петь бесконечные хвалебные песни в честь фильмов Марии Монтес и Джуди Канова […Марии Монтес и Джуди Канова. — Мария Монтес (1912–1951) — актриса родом из Доминиканской Республики, начинала как фотомодель, дебютировала в фантастической комедии «Невидимая женщина» (1940), снялась также в фильмах «Та ночь в Рио» (1941) и др.; с 1948 г. жила и снималась во Франции. Джуди Канова (1916–1983) — американская актриса, начинала карьеру как танцовщица и певица в ночном клубе; лучшие ее фильмы — «Жанна Озарк» (1942) и «Болтунья» (1943).]. Главный тезис его мудреных словесных изысканий состоял, кажется, в том, что они — лучшие актрисы всех времен, потому что просто отвратительны".
Перевод книги изначально был выпущен небольшим тиражом, прошел незамеченным и мгновенно стал редкостью. И тут слава настигла ее. До тотальной цифровизации долго купить книгу можно было только у букинистов и, сдается мне, что ее обладатели скрывали факт владения текстом, выдавая суждения автора о кино и режиссерах за свои собственные. Потом роман стали переиздавать.
Я узнал об этой книге из одной критической рецензии на "Тайную историю кино (ТИК)" Евдокимова, где последнего обвиняли в плагиате (совершенно зря, причем, - никакой особой связи, кроме помешанности на жанре как таковом). В гораздо большей степени наблюдаю влияние Рошака на такой раскрученный проект, как "Ночное кино" Мариши Пессл, который, на мой взгляд, представляет собой сильно опопсевший вариант идей "Киномании" с добавлением изрядной доли взболтанного до пустого, но неразмешанного в порожнее твинпикса.
Оригинальное название романа Рошака - "Фликер" (технический прием при монтаже кинофильма, вокруг которого завязан сюжет). Роман читается как эссе о кино середины прошлого века, только примечания и ссылки занимают страниц 70. Интрига и детективный сюжет здесь не самое главное, хотя они имеют место быть. Верно кем-то сказано: книга помешанного на кино о помешанных и для помешанных же. Роман обладает особой атмосферой текста-расследования, очень личной интонацией рассказчика, делящегося с читателем сокровенным. Главный герой исследует судьбу Макса Касла (собирательный образ, Ланг и Мурнау приходят в голову в первую очередь), немецкого режиссера, эмигрировавшего в США. Касл не только применяет уникальный способ воздействия на зрителя в своих трэшевых фильмах ужасов, но и стоит за многими великими фильмами, например, Орсона Уэллса. Истоки процесса ведут в средневековье, а итогом должна стать гибель современного мира, но поверьте, для Рошака это только повод. К сожалению более подробно раскрывать тайны книги не прилично, но не могу удержаться от того, чтобы не высказать своего восхищения догадкой автора о том, что кино изобрели катары. Я так и знал.
Вывод: "Грандиозно". Эпических масштабов вещь. Теодор Рошак - историк, культуролог, автор революционного научного труда "Истоки контркультуры" (1968), специалист по экопсихологии, - порадовал синефилов, несомненно.
23762