Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Море, море

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним1 апреля 2013 г.

    О любви и морских чудовищах

    В который раз публично признаюсь в своей любви к Айрис Мердок. По правде говоря, всегда это выходит у меня немного застенчиво, с налетом сентиментальности, наверное потому, что сам не знаю, за что люблю, и, видя, что другие не особенно-то и любят, люблю еще больше и скрытнее.
    Читать Мердок все равно что смотреть интересный сон, пока смотришь - очень интересно, но просыпаешься и все блекнет, в сознании задерживаются только один-два самых ярких образа. Вот и эта книга, "Море, море", оставила мне на прощание только пару видений. Главный герой, Чарльз Эрроуби, ушедший на покой театральный режиссер, сидит на пустынном скалистом берегу моря и смотрит вдаль. Внезапно в отдалении над гладкой поверхностью вздымается длинная, свернувшаяся омерзительными кольцами, склизская и влажно поблескивающая шея, мелькает широкая спина, зубастая пасть, и уже в следующее мгновение чудовищная морская тварь снова уходит под воду. Герой так и не узнает, привиделся ли ему этот кошмар или он действительно видел то, что видел, но вот другой образ - Чарльз срывается в воду, своего рода "колодец", выдолбленный в скалах волнами. Он тонет, захлебывается в ревущем водовороте. И эта тварь рядом. В тесном пространстве "колодца", в бурлящей воде, она подле него, и всегда была там. Кому-то могло показаться, что эти два эпизода не так уж значительны на фоне стремительно развивающихся событий книги, но для меня именно эти два образа вобрали в себя самую чуть произошедшего. Главный герой, от лица которого и написана эта история, не вызвал ни малейшего сочувствия, в частности, его воспоминания о первой возлюбленной, Хартли, которую он, собственно, и встречает в деревушке на берегу моря изрядно постаревшей и подурневшей. Сама "возлюбленная" вызывала острое желание хорошенько ее потрясти зашкирку и может быть даже швырнуть с бережка в удачно расположенное поблизости море. Так было до определенного момента (и в этом Мердок). Одна сцена, один абзац и все меняется. Образ Хартли приобретает абсолютную целостность, и за ее пустым тупым взглядом вдруг видишь бездну, в которой... все та же чертова морская тварь.

    5
    18