Рецензия на книгу
Тень разрастается
Антонина Крейн
Аноним7 января 2022 г.Как шмогла...
Если первую книгу я буквально "проглотила", то вторую мучала много месяцев. Не дочитав последней главы "Теневых бликов" я кинулась в книжный за второй частью. Казалось невероятным, что привычный ромфант может быть без всяких отборов, любви до гроба и истинных пар. Первая часть была невероятно увлекательной. Мне мир Шолоха стал очень близок и хотелось переехать туда. Тинави была интересной, так как я ее видела нерешительной мечтательницей, которая и за порог своего дома редко выходит, что уж говорить о другой стране. Но обстоятельства решают иначе и вот мы видим героиню в центре событий...
Вторую книгу я начала читать после первой и... сразу же забросила. Меня немного затошнило от уймы приключений, на которые героиня ранее не решалась, а тут сразу же бежит на передовую. Я отложила книгу на полку и вспомнила о ней лишь через полгода. Что ж, второй заход тоже не был простым. Я продиралась через приключения, которые наслаиваются одно на другое и было откровенно тяжело. Было очень сложно представлять, что еще целый ворох проблем впереди — драконы, болезни и боги. Брр... Очень расстроена этой частью, но, возможно, автор просто не оправдал мои и только мои ожидания. В остальном, книга нормальная (если вас не будут раздражать современные словечки в фэйри-сеттинге).
Читайте первую книгу, она хорошая, а вот про вторую — решайте сами. Я советую прочитать вторую книгу до третьей части, так как там начинается большая и скучная "кутерьма" с вирусом. Это если вы не хотите застрять на середине чтения, как это произошло со мной.
Ниже спойлерю и разбираю то, что откровенно портило мое книжное приключение
1. Проблема за проблемой.
В начале все кажется достаточно ступенчатым: Тинави на острове, Тинави в плену у пиратов, Тинави в плену в Рамбле. А потом на нас выливают кашу из проблем, где нужно спасать мир срочно. Самое удивительное, что главный квест — возвращение драконьего яйца — откладывают в очень дальний ящик. Все приключения теперь вокруг Пустоты.
Если возвращение Тинави в Шолох и вызволение Полыни я пережила просто, то борьба с Пустотой показалась мне настоящим "болотом". Такой нудятины я еще не читала. А рассуждения героини это отдельный пункт...
2. Бессмысленные описания.
Если вы откроете книгу на главе 25 («Нулевой пациент») и прочтете момент похода Тинави в Башню магов, то вы поймете о чем я. Для чего нам описывали кабинет Эрики (подружки наставника Орлина), зачем ее саму описывали? Нет ответа. Почему мыдолжны знать про любимые цвета персонажа, которого больше никогда не увидим?
А это описание "кишкообразного" строения башни? Для чего? Чтобы я нарисовала равно между переработанной пищей и Тинави, которая спускается по "кишке"? Простите, но это как-то странно. И ладно это, самое смешное, что весь текст на пяти страницах был ради одной диалоговой фразы, из которой Тинави поняла, что жертв Пустоты много.
С первой книги я привыкла к излишествам в описании, меня это не смущало, даже радовало. Автор создавала милый рисунок, заставляла в красках представлять каждый уголок города. Теперь же описания стали дикими и неконтролируемыми. В некоторых рецензиях на эту книгу уже привели примеры таких прекрасных предложений. Я не знаю с чем это связано и почему все так, но мне в какой-то момент показалось, что все написанное — это графомания. Простите, если звучит жестко, я не хотела никого обидеть, просто устала читать кирпичи сравнений для сравнений. (просто вспоминаю сколько раз было сказано слово "акварелька" и содрогаюсь).
3. Тинави стала другой.
Когда персонажи меняются — это всегда заметно. Не спорю, не всем должно это нравиться, но у Тинави наблюдается не только регресс и обнуление характера, но и полное противоречие себе.
Она то нерешительна и перед всеми извиняется, то пуляется заклинанием в бога и делает то, что считает нужным, уверенная в своей правоте. Хороший момент с "ростом" был в прощании с Мелисандром Кесом, когда Тинави сказала ему про ответственность перед другими, про собственные чувства. Это было прекрасно, так как она наконец высказалась, а не была безвольной куклой в руках Мела.
Тинави говорит, что хочет жить, хочет восстановить свое имя и вызволить Полынь и она это делает. Тинави становится смелой и сильной, но в третьей части второй книги она "тупеет" и становится странной. В 22 главе («Сезон охоты») друзья договариваются встретиться, Тинави опаздывает, так как ее лодка застряла в "забастовке" (вопрос к Совету: почему у вас под носом каждый раз забастовки?). ГГ решает попрыгать по лодкам и так перебраться на нужный берег, но делает она это не ради того, чтобы успеть к друзьям (а они ее, напомню, ждут уже час, если не больше), а чтобы прощупать горожан на предмет Пустоты в них. Нащупала в троих и, ой, как удобно, пригласила в поместье одну из пострадавших. Я вообще не поняла для чего героиня делала это, самый бестолковый поступок. С таким же успехом она могла и по всему городу пойти обниматься, друзья бы подождали.
Философствования Тинави — это отдельная тема. Они меня не так задевали, пока я не наткнулась на момент с Теннетом и Лиссаем. Героиня вырубила божество и решила причинять добро по полной, снабдив это такими мыслями:
Не знаю, дозволяет ли подобное всемирная субординация, но... Пусть помолчит, жалкий трус. Или прахов умник.
Глупо — знаю. Но... Если кого-то можно спасти сейчас — надо спасать сейчас.
Потом, как говорится, всякое бывает, и рыба-меч рожает. Потом всегда есть шанс все переиграть, наткнуться на волшебную помощь извне, нарастить — внезапно — мозгов, коих будет достаточно для решения новой проблемы.
Но никогда не стоит верить в принцип «меньшего зла». Нет меньшего зла.
Есть зло. И есть нежелание с ним бороться.
То есть, по мнению "новой Тинави" есть только черное и белое, а вот серого и полутонов не существует, то есть ты либо герой, либо трус. Максимализм.
4. Отношения между героями.
Это нормально, что в книгах используют разные архетипы и стереотипные образы, но в этой книге есть моменты, когда персонаж вроде бы и вырывается из образа, но его загоняют обратно. Например, Кадия все такая же "баба, которая коня на скаку остановит". Меня это не смущало, так как в первой книге казались комичными и милыми ее чувства к "рохле и размазне" Дахху, было видно, что Кад только показывает, что она "гром-баба", а внутри она такой же мягкий человек как и Дахху или Тинави.
В этой части все уже приелись. Складывается впечатление, что герои только и умеют, что делать свои коронные действия: Дахху — быть трусом и размазней, который в отчаянии делает сумасшедшие прыжки веры; Кадия — бой-бабой, которая на всех дуется и в нужный момент включает берсерка; Тинави — тормозом-мечтателем, который рвется спасти мир, но тушуется.
Еще мне было странно видеть, что Кадия, вместо слез, соплей и счастья источала злость и обиду на подругу, которая пропала/умерла. Я вообще не поняла с чего это героиня должна была просить прощения. А Кадия обижалась, что ее во все дела не посвящают, было чувство, что персонаж жаловался на свою роль второго плана именно автору, а не гг.
Показались странными намеки на влюбленность Тинави в Лиссая. Моя челюсть вообще отвисла на моменте с поцелуем. Как? С чего вдруг? Зачем и почему? Эти вопросы останутся без ответов. Не спорю, я могу это объяснить только шоком, но это мое объяснение, автор на вопросы не отвечает.
Содержит спойлеры11280