Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последнее желание. Меч Предназначения

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2022 г.

    О любимых жанрах, лоскутном повествовании и наёмниках с большими мечами

    Признаюсь без ложного смущения: Ведьмак стал одним из опорных камней в фундаменте моего литературного вкуса. Соседствует он там с Гоголем, Пратчеттом, Желязны, Достоевским, Азимовым, Бэнксом, Саймаком и, наверное, ещё Роулинг. Неплохая компания, на мой взгляд, но авторы попадают туда не столько за особые художественные достижения, сколько за те выводы, которые я сделал во время чтения, за те фишечки, которые я почерпнул. Есть множество других прекрасных писателей, которых я очень люблю, но они почему-то не оказали никакого влияния ни на мою личность, ни на пристрастия, ни на последующий творческий процесс. Увы и ах, ничего не поделаешь, всем правит случай.
    С Сапковским ситуация была особенная ещё и тем, что читал я его по учёбе. В конце бесконечного списка такой же хардкорной фэнтезни, от которой меня уже начинало слегка подташнивать. Всё-таки когда художественную литературу читаешь для души и когда читаешь её же "по работе" – это огромная разница. Диаметрально противоположное впечатление. Но в тот раз я открыл книгу, этот гигантский кирпич и... провалился. Меня снесло. Я глотал страницы, не отвлекаясь ни на что, словно бы открылось второе дыхание. Мне реально было интересно. И это непередаваемое счастье, когда у тебя с книгой или киношкой совпадают основополагающие мыслеобразы, стили, генокоды, что ли, я не знаю. Ты словно бы в родной стихии оказываешься, среди родственных алгоритмов мировосприятия. В случае с книгами это, конечно, ощутимее.
    Из-за неудачного стечения обстоятельств мне не удалось в тот раз продвинуться дальше первого тома, но спустя 11 лет что-то внутри меня решило, что хватит откладывать, надо перечитать начало и браться за продолжение. И я перечитал, и теперь, с высоты прожитого литературного опыта хотя бы смогу сформулировать, как именно на меня повлиял Ведьмак.

    Итак, это толстенный фэнтези-талмуд, который можно читать долго, увязая в событиях, героях и мироздании. Чекаем толстую фэнтезню. Я и раньше любил большие книги, которые условно можно назвать "сказкой на ночь" – желательно, конечно, чтобы сказка эта была не для детей и события шевелились поэнергичнее. А то вот Диккенс, например, тоже кирпичи писал, но я на нём сплю. В плохом смысле. В любой книге есть внутренняя динамика, и если она не соответствует твоей собственной, то будет либо скучно, либо путано. Тут ничего не попишешь, только смириться.
    Перед нами предстаёт средневековый мир, условно Земля 13го века (что уточнялось прямым текстом), только после квантовой катастрофы, вызвавшей смещение измерений. Справедливости ради, это не единственная книга с такой фишкой, да и не об этом речь. Я люблю городское фэнтези, но вот такое, классическое, средневековое – это просто ван лав. Чекаем средневековое фэнтези. Также здесь очень детально проработанная обстановка. Подробно описан быт, жизнь людей, устройство городов и деревень, одежда, еда, вплоть до лошадиной сбруи. Средневековье не романтизируется, всё от души полито грязью, дерьмищем и плохими манерами. Чекаем натуралистично изображённую средневековую грязищу.
    А ещё главный герой крут как яйки и рубит всех в капусту. Пусть и ноет в процессе. Пусть ноет. Все ноют. Но я терпеть ненавижу, когда героя делают унылым слабаком – тупо реалистичности ради, ведь "мэрисью – это плооохааа". А я ничего не имею против мэрисью, да-да, и Макса Фрая люблю. Люблю крутых героев, которые настолько сильные, что можно не трястись поминутно за их задницу. Люблю смотреть, как они сами всем задницы надирают. Чекаем стальные яйца.
    Дальше пойдёт, наверное, чисто писательская заморочка. Первая книга задумывалась как некая жанровая переработка фольклорных и сказочных сюжетов, здесь недвусмысленно угадываются истории о Белоснежке, русалочке, красавице и чудовище, Снежной королеве, спящей красавице, Аладдине и не помню уже, о ком ещё. Помимо сказок в сюжет вплетены исторические реалии, европейские города – и читатель должен это всё угадывать в силу своей начитанности и общей эрудиции. Я обожаю такое. Это очень сложно прописывать и всегда обидно, если никто не просечёт намёков, но многое писатели делают и для себя. Чекаем включение отсылок, пасхалок, оммажей и богатый интертекст.

    И самое главное, что меня покорило ещё в первый раз и что теперь я безуспешно ищу по свету, то бишь у других авторов. Это ведь по сути своей история о наёмнике, который выполняет разные задания. Конкретно здесь – усекновение монстров. И первая книга представляет собой набор отдельных историй. Да, есть общий фон, общая канва с ребёнком-предназначением, но покорила меня именно первая глава, с которой некогда и начался весь цикл. Самое обычное рабочее задание, трудовые будни ведьмака. Кароч я настолько её люблю, что даже написал что-то типа фанфика, не про Геральта, зато с отсылками на Мельмота-скитальца. Не знаю, как это объяснить лол. Прикреплю ссылку к рецензии, вдруг кому тоже интересна тема. Итак, чекаем охоту на монстров, будни наёмников и раздробленную структуру повествования. Мне настолько нравятся эти отдельные главы-рассказы, что я, наверное, поэтому так тащусь и от всяких процедуралов, где в каждой серии свой собственный законченный сюжет.

    Вот как одна-единственная книга может повлиять на все дальнейшие пристрастия и предпочтения. Кстати, если вам известно ещё что-нибудь о наёмниках, выполняющих разные задания, то я буду очень рад :з Мне этого так не хватает в жизни х)

    45
    962