Рецензия на книгу
Лед и вода, вода и лед
Майгулль Аксельссон
Аноним30 марта 2013 г.Книга очень больно разочаровывает. Нет, не вся книга – конец, развязка, последние несколько страниц – когда тебе рассказали столько нитей, столько историй, выстроили перед глазами столько миров и… всё кончается ничем. Напряжённый конец скорее смешон и непонятен. Непонятен своим смыслом – смыслом своего существование и, особенно, существования в конце. Он не значителен, но возведён в ранг культа. Он не должен был бы быть решающим – но волею автора его таким сделали. Он лишён тонкого психологизма, которым, в принципе, наделена книга. Он слишком слаб после всего изложенного. И в конце концов он очень болезненно разочаровывает.
Я высказала обиду и могу теперь перейти ко всему остальному.
Что мы имеем? Хорошо выписаны персонажи; не отлично, но хорошо. Начинаешь им сопереживать, чувствуешь их, видишь их – а при таком множестве оных! Однако. Видимо, таков мой менталитет или мои установки, но мне до сих пор трудно привыкнуть, что героями скандинавских книг могут быть люди в возрасте, за пятьдесят, которые живут ни чуть менее интересно, чем молодые люди. И что выясняется это зачастую походу действия романа где-нибудь в середине, я про возраст персонажей. Вот так – я думала, что Сюсанне на борту Одина лет 25, потом – 35, не больше… а оказалось – 56 как минимум. (И я не уверенна, что её поведение подходит 56летней женщине, но не берусь судить).Драма, которая завязывается на страницах книги – сильна. Она нагнетается, усиливается, входит в апогей и оглушает.
Очень сильный ход – оставить читателей в той же неизвестности, что и членов семьи, что и всех героев книги. Наверно, я из тех людей, которые верят, что порно кончается свадьбой – так и тут я почему то верю, что всё было хорошо.Из слабых сторон – объём книги. Пытаясь охватить как можно больше, связать как можно крепче людей, автор вводит множество линий, которые стремятся друг к другу, но которых не суждено пересечься на страницах книги. Потому что автор забыл о них или решил закончить раньше, чем найдётся место, чтобы рассказать о них. (Например, путь от той Евы, которую в последний раз видела Сюсанна в 17 лет к Еве, которая лежит в психлечебнице – мне он был интересен и важен, но в книге его не найти; мало того, не очень понятно тогда, зачем вообще вводить Андерса на борту Одина и какова его роль). То есть объём книги должен был или увеличиваться за счёт того, что все линии, стремившиеся друг к другу, сливались бы в одну, или уменьшиться за счёт отрезания лишнего, оставленного без ответа.
В общем, при очень сильном задатке и сюжете довольно слабый финал. В других рецензиях к книге хорошо прописано, чем же финал слаб. Например, мне лично понравилась рецензия Elessar .Оценку завысила, истинная - 3+, но мне понравилась книга, чтение доставило удовольствие, так что постараюсь как-нибудь пережить свою обиду.
P/S/ Ещё одно моё разочарование от книги – что в рамках игры «ТТТ» я просила скандинавский детектив-триллер и была настроена читать в данном ключе; книга же – семейная сага. Я не увидела здесь ничего от триллера, а детектив… ну право, вопрос «Кто пописал на стенку каюты» не заворожил меня. Всё это создало мои определённые установки, которым увы – не суждено было сбыться.832