Рецензия на книгу
Great Gatsby
Ф. С. Фитцджеральд
stacie-elberg30 марта 2013 г.Уверена, что среди моих читателей есть любители прекращать читать не очень увлекательную книгу на... ну, предположим, на второй трети повести или романа. Если кто-нибудь из клуба "Не читаю скукоту" возьмет в руки "Великого Гэтсби", по-доброму советую прочитать мой отзыв до конца. Почему - скоро поймете.
По правде сказать, я тоже отчасти являюсь членом клуба "Не читаю скукоту". Жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить ее на скукоту! В свое оправдание могу сказать разве что то, что я дисциплинированный читатель, и в девяноста девяти процентах случаев все же заканчиваю роман, не бросаю. Мало ли, что там может быть хорошего. Язык красивый. Какой-то герой понравился. Да просто нравится сам процесс чтения книги вот именно этого автора - и читаешь себе.
"Великого Гэтсби" я в определенный момент для себя включила в один оставшийся процент. Нет, язык был определенно хорош, персонажи - тоже ничего... но мне было скучно. Ох как скучно! Я прочитала (точнее, прослушала) чуть больше одной трети книги, и в голове моей была только одна мысль: а что же, собственно, автор хочет своему читателю сказать? Потом вспомнила, что эту книгу включали в список "Ста книг, которые должен прочесть каждый" - и начала злиться. Ну разве читатель может тратить время на такую ерунду? И как я вообще трачу время на такую ерунду?
И, полагаю, я - не первый и не последний читатель, который попадется на эту удочку!
Сказать вам, что я успешно поймала тот момент, когда автор меня подцепил и поволок дальше так, что "книгу не закрыть, пока не прочитаешь, даже если на часах пять утра"? Нет, этот момент я не поймала. Просто в какой-то момент поняла, что умру от любопытства, если сейчас выключу плеер и отправлюсь спать. Как автор в один момент умудрился так повернуть сюжет - одному Богу известно. Мало того - в свете второй и последней третей романа и первая треть выглядит совсем не такой скучной, воспринимается совершенно иначе: как длинное предисловие, без которого нельзя, ведь ни слова не убавить. Я приятно удивлена, хотя и немного уязвлена: мало кому удавалось вот таким образом меня поддеть, да еще и заставить слушать до конца, при этом вообще не догадываясь о финале. А финал таки оказался неожиданным. Но это вы узнаете, прочитав роман. Тут спойлеры будут совсем лишними. А я пока что наконец-то сброшу последние оковы легкого шока и напишу вам пару слов о самой книге.
Возьмите Теодора Драйзера, раскрасьте его (но только со вкусом и со знанием дела), наведите светского лоска и прибавьте глубины чувств. Да-да, прибавляйте, не бойтесь! Готово? Молодцы. Вот у нас и получился "Великий Гэтсби". И, если Драйзер рассматривает трагедию отдельного человека, скорее, с точки зрения эпохи, говорит о влиянии времени (вспомним Фрэнка Каупервуда из "Трилогии желаний" - ведь вы любите его так же, как я?), то трагедия Гэтсби - это, скорее, крах личной, интимной мечты. Если вы хотите знать мое мнение, крах вне времени и пространства - такое может случиться с каждым вне зависимости от того, кто он, на каком языке говорит и в каком году родился. Построить себе воздушный замок, построить на нем всю свою последующую жизнь, получить свои пять минут счастья - а потом фактически самому этот замок и разрушить. Разве не на все времена? Еще как на все.
О неожиданном финале я уже говорила. Отдельного упоминания заслуживает "репетиция кульминации" - вот это отличный прием. Репетиция кульминации - это когда в романе происходит что-то, о чем можно сказать "ох ты ж блин!" и подумать, что после этого события "пойдут на убыль", но не тут-то было, ибо кульминация еще впереди. После такой репетиции вы видите, что до конца осталось еще много времени (много страниц), и вам только и остается, что гадать, что там вам автор припас... и в какой-то момент у вас даже появляются догадки, и, может, они в какой-то мере и правильные... но лично у меня все были неправильными. И финал будет таким, что даже Драйзеру не снилось. По крайней мере, с точки зрения того, как все преподнесено.
Стоит ли читать? Не стоит, если вы не любите "сопливое нытье про чувства". Стоит, если вы любите объемных, живых, настоящих, глубоко чувствующих персонажей. Что-то покажется наивным. Что-то заденет за живое. Но равнодушным роман вас не оставит.
1036