Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
dirty_johnny29 марта 2013 г.Внимание! В тексте частично или полностью раскрывается сюжет произведения.
Это первая работа Моэма, после Театра, Разрисованной вуали, Бремени человека и ряда рассказов, при прочтении которой возникала мысль: «Не верю!»
Неожиданным был также тот факт, что роман написан на 4 года позже чем «Бремя человека».
При чтении «Луна и Грош» возникало четкое ощущение наработок к будущему роману «Бремя человека», так как многие моменты в Бремени субъективно раскрыты гораздо тоньше.
В Стрикленде виделся зачаток Кроншоу, в Струве – частичный прообраз Этелни. В рассказчике – будущий более личный Филипп Кэри. В Бланш – черты Милдред.
В общем – тот факт что романы написаны по времени с точностью до наоборот вызвал легкий шок.
В целом, за исключением некоторых спорных моментов, очень интересная работа. Читать приятно – язык насыщен отличными оборотами (дальше в цитатах), меткими и броскими деталями, даваемыми в одно предложение, которое, тем не менее, может охарактеризовать целый пласт людей или явлений.
Но, конечно, несопоставимо по ощущению с чтением «Бремя человека». Во-первых, образы и многие поднимаемые Моэмом вопросы там (в Бремени) поработаны глубже, во-вторых – форма повествования, при которой рассказчик как бы присутствует, но в то же время остается лишь штрихами к портрету, а главное действующее лицо описывается со стороны – не самая удачная форма. Читателю труднее себя ассоциировать с персонажами или рассказчиком.Конфликт романа.
Конфликт романа гораздо шире, чем тема «художник и его творчество». Насколько готов человек идти к своей цели. Чем он готов рискнуть, от чего отказаться. Моэм к этой теме обращается не раз. К примеру , в рассказе «The Lotus Eater» (Вкусивший нирваны) разыгрывается один из драматических вариантов разрешения подобного конфликта, да и в самом романе тема эта озвучивается и обыгрывается не раз и не с одной стороны.
Движение человека к месту или деятельности/образу жизни, в котором он чувствует себя дома. Стрикленд – живопись/Таити, доктор из прошлого рассказчика – Александрия.
I have an idea that some men are born out of their due place(У меня есть мысль, что некоторые люди рождаются вне надлежащего места)
Движение к красоте вообще – движение к красоте жизни.
Один из персонажей, Капитан Брюно - художник жизни. Он создает вокруг себя материальный мир прекрасного.
Ah, you do not know what it is to look at those tall, healthy
trees and think that every one I planted myself."
(Ах, вы не знаете что это такое – смотреть на эти высокие, здоровые деревья и думать, что каждое из них ты посадил сам.)Отношения мужчины и женщины. Как по-разному они воспринимают эти отношения.
Может сложиться впечатление, что описанные отношения в романе унижают достоинство женщины. На самом деле это не так. Описываемое Моэмом поведение – это следствие животного комплекса человека. И мужчина в нем выглядит не меньшим глупцом, чем женщина. И если в «Бремя человека» Моэм описал все виды глупостей, которые совершает мужчина в любовном безумии, для описания глупостей женских он выбрал «Луна и грош».
В каком-то смысле, откровения Стрикленда – это позиция любого мужчины по отношению к женщине, если убрать все культурные наслоения, моральные рамки, условности. Да, отношение чисто потребительское. По сути – у женщин такое же. Это две стороны одной медали. Просто одной стороне нужно удовлетворение физиологии, другой – удовлетворение социальных инстинктов.
I don't want love. I haven't time for it. It's weakness.
I am a man, and sometimes I want a woman. When I've satisfied
my passion I'm ready for other things. I can't overcome my
desire, but I hate it; it imprisons my spirit; I look forward
to the time when I shall be free from all desire and can give
myself without hindrance to my work. Because women can do
nothing except love, they've given it a ridiculous importance.
Love is a disease. Women are the instruments of my pleasure;
I have no patience with their claim to be helpmates, partners,
companions.
When a woman loves you she's not satisfied until she
possesses your soul. Because she's weak, she has a rage for
domination, and nothing less will satisfy her. She has a
small mind, and she resents the abstract which she is unable
to grasp. She is occupied with material things, and she is
jealous of the ideal. The soul of man wanders through the
uttermost regions of the universe, and she seeks to imprison
it in the circle of her account-book. Do you remember my wife?
My first husband, Captain Johnson, used to thrash me
regularly. He was a man. He was handsome, six foot three,
and when he was drunk there was no holding him. I would be
black and blue all over for days at a time. Oh, I cried when
he died. I thought I should never get over it.
He was a fine, upstanding fellow too. He was nearly
as tall as Captain Johnson, and he looked strong enough. But
it was all on the surface. He never drank. He never raised
his hand to me. He might have been a missionary. I made love
with the officers of every ship that touched the island, and
George Rainey never saw anything. At last I was disgusted
with him, and I got a divorce. What was the good of a husband
like that? It's a terrible thing the way some men treat women.
Women are strange little beasts," he said to Dr. Coutras.
"You can treat them like dogs, you can beat them till your arm
aches, and still they love you." He shrugged his shoulders.
"Of course, it is one of the most absurd illusions of
Christianity that they have souls.
As lovers, the difference between men and women is
that women can love all day long, but men only at times.Насчет откровений таитянки о своих мужьях и об отношении к ним, хорошо сказал Пушкин:"Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей".
Интересный вопрос – работа художника в стол.
Есть ли в ней смысл? Стрикленд не показывает никому свои картины. Завещает сжечь после смерти свой последний и главный шедевр.Нестыковки в романе. Проработанность и достоверность персонажей.
Самый главный недостаток книги – недостоверность самой истории. Моэм хотел отойти от Гогена (если и использовал биографию последнего как исходный материал) – получилось не очень удачно.
Главная неправдоподобная деталь (опять же принципиально расходящаяся с Гогеном) – уход из семьи при полном неумении рисовать. Гоген уже был художником в 25-30 лет и участвовал в выставках. Семью он покинул, будучи известным художником.
Кажется – это мелочи, на самом деле – это принципиальный момент.При прочтении биографий известных людей искусства, резко поменявших уклад жизни по своей воле или по воле обстоятельств, редко кто задумывается, как на самом деле обстояли дела у того же Оскара Уайльда, когда он, со слов Википедии «умирал в захудалой гостинице». Это, конечно, не была жизнь с «ананасами в шампанском», но это не была жизнь разнорабочего, который утром таскает мешки с углем, чтобы вечером «засесть за роман».
Ушедший в зените славы художник ( чем бы они не прославился – пером ли или кистью) – всегда окружен знакомыми, людьми, которые были бы не прочь «приобщиться», у которых можно пообедать на худой конец, занять денег и т.д. и т.п.Тот же Винсент Ван Гог – его поддерживал брат Тео. Без поддержки брата Ван Гог не смог бы работать над картинами.
Мартин Иден Лондона так и выживает – где-то ему помогают родственники, где-то он подрабатывает сам. Стрикленд же совершенно один. Да еще и в чужом городе, в чужой стране. Да еще и не умея рисовать.
Если бы Стрикленд в действительности ушел без сбережений – он бы превратился в бродягу очень быстро. Кроншоу в «Бремя человека» живет как нищий, но у него есть заработок – он пишет и живет этим. Стрикленд же не продает ничего. И потом - как его вообще кто-то будет куда-то нанимать при его скверном характере. Пусть даже и в качестве провожатого по злачным местам Парижа.
Единственно возможная концовка для Стрикленда – окончить жизнь как Фэнни Прайс из «Бремя человека». Но в случае с Фэнни Прайс – с девушкой обычного телосложения, еще можно допустить, что она прожила какое-то время, скудно питаясь молоком и хлебом. Стрикленд же – крупный мужчина – как он сможет прожить на батон и бутылку молока?
Уход с работы не дает свободы – как в случае с бездомными людьми. Они не могут идти туда куда хотят – им нужно постоянно быть где-то рядом с местами скопления мусора – чтобы найти себе пропитание. Их свобода иллюзорна, они еще большие рабы обстоятельств, чем те, кто, как казалось бы, «закован» системой.
Второй важный момент неправдоподобия – сохранение способности к творчеству в состоянии такого материального убожества. Моэм не знал жизнь низов и вряд ли с ними сталкивался так, как пришлось столкнуться его герою Чарльзу Стрикленду. Моэм, учившийся на врача в госпитале, конечно, видел, как живут представители беднейших слоев населения. И отлично мог описать увиденное, что и сделал в «Бремя человека». Но он видел их только как доктор, как персонаж внешнего мира, на время заглянувший в мир чуждый.
А Стрикленд должен был в нем выживать. Более того – не только выживать, но еще и писать картины.
Жизнь низов отличается от жизни верхних слоев общества не просто меньшими доходами. Это отличие в менталитете, в отношении к одним и тем же вещам. Это не просто меньше еды или одежды или жилого пространства в расчете на человека – это гораздо хуже. Это грубость, это конфликтность повышенная. Это грязь именно поведенческая. Не физическая. Смог бы Стрикленд писать в такой обстановке?
Третий момент - крайне противоречивый характер Стрикленда – то он не произносит ни слова и отворачивается молча, то, улыбаясь, идет за рассказчиком по Парижу несколько кварталов. Как-то нелогично.
Четвертый момент - Фигура Дирка Струве кажется фальшивой. Как-то не верится в существование такого идиота. Неужели ему было неясно, отчего его жена испытывает такую сильную ненависть к Стрикленду с самого начала? Всего-то поменять полярность у чувства и все – ведь так очевидно и предсказуемо. Напомнило Соумса Форсайта с наймом Босини из «Собственник» Голсуорси.
И напоследок – прекрасные цитаты из текста.
Dr. Weitbrecht-Rotholz belongs to that school of historians
which believes that human nature is not only about as bad as
it can be, but a great deal worse.
(Др.Уэйбрехт-Ротхольц принадлежал к той школе историков, которые верили, что человеческая натура не только так плоха насколько это вообще возможно, но еще и гораздо хуже.)
I never ceased to be
fascinated by their persistence in eating buttered toast with
their gloves on, and I observed with admiration the unconcern
with which they wiped their fingers on their chair when they
thought no one was looking.
(Я никогда не переставал восхищаться их упорным желанием есть тосты с маслом в перчатках. И с восторгом наблюдал беспечность, с которой они вытирали свои пальцы о кресла, когда думали, что никто на них не смотрит. )
Women are constantly
trying to commit suicide for love, but generally they take
care not to succeed.
(Женщины постоянно пытаются совершить самоубийство из-за любви, но обычно они заботятся о том, чтобы не преуспеть.)
She had the true instinct of the nice woman that it is only
really decent for her to live on other people's money.
(У нее был настоящий инстинкт милой женщины – что единственно достойным для нее является жизнь на деньги других людей. )Очень интересная книга - рекомендую всем любителям настоящей литературы.
Для обсуждения в теме9301