Рецензия на книгу
Судья и его палач. Обещание
Фридрих Дюрренматт
Аноним27 декабря 2021 г.Что будет, если режиссёр-постановщик с оператором съедят сценариста…
Две детективные истории о швейцарском комиссаре Берлахе – тр-р-риллерная первая и вторая, её бледное подобие.
Автор в полной мере использовал возможности локации: маленькие замкнутые долины, громадные давящие горы, резкие перемены погоды. Не место, а воплощённая клаустрофобия. Это не зелёно-голубая Швейцария с картинки! За это прям жирный плюс.
Триллера в «Судье» больше, чем собственно детектива. И детективный ген явно был пересажен с историй о Шерлоке Холмсе. Отсылка непонятно зачем. Никакой попытки переосмыслить первоисточник, никакой игры в узнавание. Триллер автору явно ближе, чем детектив. Он даже пытался «словесно» (например, когда Берлах внезапно выныривает из тьмы и заглядывает в машину коллеги) показать скример! Так как скримеры по сути своей – часть визуальной культуры, а не словесной, вышло не ахти.
А так-то, по сути, эти рассказы – готовые сценарии для Голливуда. В них весь визуальный ряд «выставлен» так, чтобы сразу было понятно, с какого ракурса это надо снимать. И это второй плюс обоих рассказов: не столько читаешь, сколько кино в голове смотришь. Вот если б ещё сценарий был везде путный…
«Подозрение» (вторая история о Берлахе) – тот же «Шерлок», тот же добродушный доктор «Ватсон», но другой «Мориарти». При этом о сюжете первой части главный герой, такое ощущение, напрочь забыл. Мориарти из первой части (вернее, смесь Мориарти и Джокера) заставлял Берлаха быть хитрее его. А в «Подозрении» что? Нам сообщают – есть подозрение, что некий врач, владеющий частной клиникой для богачей, несколько лет назад был главным пугалом лагеря смерти Дахау. Жестокий, холодный, очень умный человек, для которого люди – лишь пособие для наблюдения и экспериментов. И умница Берлах публикует в местной газете статью со своими подозрениями – дескать, бойтесь, люди! среди нас чудовище. В расчёте на то, что чудовище занервничает и пойдёт… в полицию сдаваться. Серьёзно?!Отвлекаясь в сторону… Мне вообще очень сложно представить детективный триллер на тему немецких концлагерей. Потому что еврей-великан с ручным карликом, который фотографирует врача-изувера на каким-то образом пронесённый с собой фотоаппарат (???), при этом лазит по вертикальным поверхностям как горный кот и в конце уходит с карликом в СССР, в какие-то «заброшенные пещеры»(?), спасать угнетённых… немка-коммунистка-морфинистка, которая пошла коммуниздить к русским, а её в лагерь тут же посадили(?), а как война началась выгнали к границе (???), а там немцы её под белы рученьки и в Дахау (в той вселенной все эти локации, надо думать, расположены в паре вёрст друг от друга)… В общем вы поняли. Опустим нецензурную лексику.
И все тут будут читать друг другу километровые монологи про то, что мир прогнил / был со мной жесток / бога нет и т.п. Умница Берлах, который заставил в первом рассказе свою смерть служить себе на пользу (комиссар неизлечимо болен и дни его сочтены), в «Подозрении» смерти до чёртиков боится, вздрагивает от тиканья часиков, валится с каталки, обмирает от панических приступов и ничего не делает, чтобы спасти себя и друга. Серьёзно?!
Конан Дойл в «Подозрении» был нагло обокраден. И зачем было, спрашивается, тырить карлика из «Сокровищ Агры»? Сколько было всякого придумано на тему «как совершить убийство в запертой комнате»! Но нет, надо было просто обнести коллегу!
А ведь ещё был финал в стиле «бог из машины»…
«Ад для богачей», куда они приходят добровольно – это ж какая идея интересная! Но нет, из всей клиники покажем только палату Берлаха с зеркальным потолком и тикающими часами, от которых бывший умный герой будет помирать со страху! А потом герой со злодеем языками почешут пару часиков перед тем, как один убьёт другого, как в типовом фильме по комиксам.Первая история – хороша, вторая – невообразимая халтура. Поэтому не оцениваю никак.
4910