Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Граф Монте-Кристо

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним27 декабря 2021 г.

    Лучшее у Дюма

    Чем хороши по-настоящему популярные романы - сюжет пересказывать не нужно. История благородного Эдмона Дантеса, несправедливо обвиненного, а затем чудесным образом сбежавшего после 14-летнего заточения в темнице, и красиво, очень эффектно отомстившего, знакома, наверняка, даже тем, кто не читал книгу, ни смотрел экранизации романа.
    Многие знакомые удивлялись, что я не читал "Монте-Кристо" в юности. Возможно, это не первое знакомство с романом, но особой уверенности в этом нет, возможно, что в памяти не осталось никаких следов, как это случилось со многими произведениями из школьной программы по литературе.

    Начиная "Монте-Кристо" я опасался, что роман будет сложно читать, как обычно бывает с классикой: литературе 19 века свойственен совершенно другой, более размеренный ритм, тексты полны высопарных речей, протяжных описаний, но нет. Первоначально роман печатался не в привычном виде толстенной книги, а в журналах с продолжением. В таком формате автор не мог включить в текст, например, описание дуба на четырёх страницах—читатель бы закрыл журнал уже на второй.

    Потому в "Монте-Кристо" всё дозировано: идёт описание, потом диалоги, потом автор словно вспоминает, что не только же диалоги нужны, не пьесу же он, в конце концов, пишет—и подкидывает немного исторических фактов или неожиданный сюжетный поворот, а потом глава обрывается на самом интересном месте и—вуаля! читатель на крючке и воле-неволей приходится читать дальше—и всё это в результате страшно увлекательно.

    Я рад, что в отличие от многих, прочитал роман не в юности. Вряд ли за очевидными темами мщения и историей сильного человека, эдакого на всё способного супермена, я бы рассмотрел тему о нравственном выборе, которая идёт на протяжении всей истории, но не выбивается на передний план. Между тем, персонажам приходится постоянно решать, совершать тот или иной поступок. У Вильфора, Кадрусса и Фернана таким моментом было написание доноса. Сам Дантес до заключения ведёт себя как порядочный человек, а вот уже в замке Иф он предлагает убить часового, чтобы сбежать, но его удерживает аббат Фариа, который не соглашается даже на соучастие в убийстве.

    А дальше, когда Дантес уже стал графом Монте-Кристо, есть очень любопытная в этическом смысле беседа с весьма нехорошей дамой—госпожой де Вильфор. В разговоре Монте-Кристо подкидывает женщине идею о китайском мандарине, которого убивают за пять тысяч миль, шевельнув кончиком пальца: можно убивать, как бы ничего не делая для этого самостоятельно, только пожелаешь смерти другому—и потом смерть наступит как-будто сама собой. В этой сцене тема нравственного выбора приобретает совершенно иное звучание, не стоит совершать преступление или нет, а кто реально виноват в преступлении: тот, кто произвёл действие, или тот, кто его задумал и другого подтолкнул? Госпожа де Вильфор, несомненно, настоящая злодейка, но и Монте-Кристо, который для собственного мщения даёт ей орудие убийства в руки и фактически толкает на преступление, тоже не очень хорошо поступает.

    Тем примечательнее конец истории, когда Монте-Кристо, ослеплённый жаждой мщения, прозревает—мщение может зайти очень далеко, и коснётся не только тех, против кого оно направлено, но и невинных людей. В некотором роде он переосмысляет идею мщения вообще и проходит внутреннюю трансформацию из человека, несущего только страдание и разрушение и лишённого будущего, ведь его жизнь закончилась после заключения в замок Иф, в человека с будущим.

    Отличная книга, одна из тех, с которыми обязательно нужно познакомиться. Даже если не искать скрытых вопросов, как минимум, удовольствие от чтения обеспечено.

    108
    4,4K