Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    el_lagarto24 марта 2013 г.

    Отношения гения и обыденности – тема непростая: в самом деле, как узнать гения посреди толпы, как понять, что этот человек не просто больной на голову, а отмечен искоркой свыше? Представьте: живет по соседству с вами какой-нибудь дядя Вася. У него – работа, жена, дети. Налево не ходит, скандалов вам соседских не закатывает, пьет иногда по праздникам. И однажды его жена в разговоре с вами случайно бросает, что дядя Вася, оказывается, еще и картинки всякие малюет. Ну согласитесь: разве можно в таком дяде Васе узнать истинного гения?

    Впрочем, это я утрирую. Куда лучше меня жизнь такого человека описал Сомерсет Моэм, а Моэм – великолепный рассказчик. Его из-за одного только языка приятно читать – он всегда одновременно плавный и динамичный, как река, а тут еще и тема такая необычная – попытка рассмотреть биографию гения с точки зрения обычного человека. Ведь рассказчик, от лица которого ведется повествование, – такой же обычный человек, как и мы. И Чарльз Стрикленд для него изначально не больше, чем простой знакомый, один из множества обывателей.

    Но чем дальше, тем сильнее его несомненное отличие. Сначала оно выглядит просто как странность, затем – как непростительный эгоизм, потом перерастает в одержимость неведомым демоном. Стрикленд и в самом деле обладает какой-то почти дьявольской способностью разрушать жизнь окружающих. Вот только его ли в том вина? Едва ли. Скорее, просто непонимание окружающих, желание сломать и перестроить под привычные рамки. Но Стрикленд не сдается и до конца жизни продолжает бороться. Да, если взглянуть на него через призму обычной жизни, как это делает Моэм, Стрикленд может показаться весьма нелицеприятной персоной, но его упорство и стремление рисовать поневоле вызывают уважение. И даже больше, чем уважение, – пусть и после смерти, но он все-таки обретает признание в своей гениальности.

    Моэм в своем романе отлично изобразил двойственность творческой натуры: обыденное и возвышенное, созидание и разрушение, ангел и бес. Луна и грош. Не знаю, в этом ли смысл такого название; но что-то подсказывает мне, что я близка к пониманию хотя бы одного из заложенных в нем смыслов.

    16
    33