Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Женщина в белом

Уилки Коллинз

  • Аватар пользователя
    Аноним24 марта 2013 г.

    Книга попалась мне на глаза совершенно случайно – до этого мне никогда не резало слух имя одного из самых необычных авторов детективного жанра Уилки Коллинза. Меня не очень вдохновило начало этого романа. Какое-то пафосное вступление, витиеватый язык. Надо заканчивать с этой книгой и найти что-нибудь позанимательнее, решила я. И.. поняла, что не могу остановиться! Потому что спустя пару страниц привыкаешь к манере повествования, да и сюжет начинает закручиваться как раз в тот момент, когда приходит время произойти уже какому-нибудь действию – вообще в этой книге все происходит именно тогда, когда нужно, ни раньше ни позже. Занавес над тайной, которая маячит с первых страниц, приподнимается ооочень медленно и держит читателя в напряжении буквально до последних строк. Конечно, это в духе детективного жанра, и я в восторге от книги (что случается не так уж часто), но тут все происходит действительно медленно. Но вовремя.


    Итак, эту историю будут писать несколько человек — как на судебном процессе выступают несколько свидетелей; цель в обоих случаях одна: изложить правду наиболее точно и обстоятельно и проследить течение событий в целом, предоставляя живым свидетелям этой истории одному за другим рассказывать ее.


    Уже здесь начинается интрига, слово "живым" совсем не случайно! Повествование ведется от лица всех, кто может хоть пару слов высказать о действе, но одна из главных героинь, Лора Фэрли, вокруг которой и плетутся всяческие заговоры, ни разу ничего не выдает! У нее ни дневника, ни каких-то других записей не было, в отличие от десятка других людей. Лично у меня возникло ощущение, что у нее и своей точки зрения по поводу всей этой истории нет. В конце концов становится ясно, почему все так, а не иначе, но симпатии это ей не прибавляет – мнения о ней как о личности у меня не сложилось.
    Также не могу не упомянуть о парочке милых и наивных странностей этого романа.
    Во-первых, все герои, даже отрицательные, что особенно странно, ведут себя очень честно, я бы даже сказала, слишком честно, и порой это противоречит всякой логике. Например, зачем граф Фоско вернул дневник Мэриан на место, хотя там было множество догадок, причем верных, о его кознях?


    Я закрываю дневник. Моя щепетильность в отношении частной собственности вынуждает меня положить его обратно (руками моей жены) в стол мисс Голкомб.


    Объясняю ситуацию. Граф спер дневник, прочитал его, восхитился Мэриан, сделал свои выводы, но планы менять не стал; фактически подписался под догадками мисс Голкомб, признав, что они верны, и вежливо и самоуверенно подчеркнув, что помешать ему никто не сможет, и положил дневник обратно (руками своей жены)! Настоящие злодеи ведь так не поступают! Эта мысль так часто вертелась у меня в голове, что, как ни старался автор убедить всех в том, что граф – порождение ада, для меня он так и остался самым колоритным и харизматичным персонажем этой книги. Иногда возникало чувство, что повествование пишут два человека: граф, от своего лица, и автор, от лица всех остальных; они словно находятся на разных чашах весов, и чаша графа невольно перевешивает в свою пользу. Я до последнего подозревала, что все закончится хорошо, да и вообще так редко случается симпатизировать настоящим злодеям.


    Он сам сказал мне, что он - погибший человек, если не сумеет заставить молчать свою жену и не разыщет Анну Катерик. Если он погибнет, что станется с нашими денежными перспективами? Я смелый человек, но я содрогался при этой мысли!
    Вся мощь моего интеллекта была направлена теперь на розыски Анны Катерик.

    Я был потрясен. Задумайтесь над этим – Фоско был потрясен!


    В общем, мы с графом восхищались им вместе (хотя граф немножко больше)).
    Во-вторых, по задумке автора до некоторых героев некоторые очевиднейшие вещи доходят настолько долго, что просто не терпится раскрыть им глаза на суть происходящего!


    Ее сиятельство миледи графиня объяснила свое неожиданное появление в гостинице тем, что пришла передать Фанни какие-то поручения от мисс Голкомб, о которых та позабыла сказать девушке из-за спешки. … Миледи графиня очень любезно и заботливо (как это нетипично для моей сестры!) сказала: «Моя бедная девочка, я уверена, что вам очень хочется чаю. О поручениях мы поговорим потом. Чтобы сделать вам приятное, я сама заварю чай и выпью чашечку с вами». …
    На чем, бишь, я остановился? Ах да, она упала в обморок, выпив чашку чая с графиней. … Через полчаса, когда она пришла в себя, она лежала на кушетке, а около нее, кроме хозяйки, никого не было. Графиня решила, что час слишком поздний, чтобы оставаться в гостинице, и ушла, как только девушка стала подавать признаки жизни. …
    Оставшись одна, молодая особа пощупала у себя за пазухой и убедилась, что оба письма лежат там, но в довольно скомканном виде.


    Хорошо, Фанни – лишь необразованная служанка, она не поняла, что графиня прочитала письма, лежащие у нее за пазухой. Но рассказ ведется от лица Фредерика Фэрли, эсквайра! Хотя… Тоже тот еще умняшка, один из самых нелепых и смешных персонажей, но, в отличие от графа Фоско, безудержной симпатии не вызывает.
    Читая этот и подобные моменты, я ерзала на стуле, улыбалась во весь рот и по-детски переживала из-за своей беспомощности: ведь я все понимаю, но помочь ничем не могу!
    К счастью, на страницах этого романа живут и разумные герои, которые могут во всем разобраться, например, Уолтер Хартрайт, юристы, Мэриан Голкомб.


    Дело обречено на успех, ведь в союзниках у
    вас женщина.


    Это слова Мэриан. Все ее мысли, фразы и поступки вносят свои штрихи в портрет, который читатель рисует у себя в воображении, все ее действия логичны и последовательны, она полная противоположность Лоры Фэрли, о которой нельзя сказать ничего конкретного. Мэриан Голкомб была моим любимым персонажем, пока на страницах не появился граф Фоско.
    Но вообще, в характере каждого героя есть что-то комическое – несмотря на серьезность, заявленную в самом начале. Многие ситуации нелепы сами по себе, хотя бы потому, что имеют место быть; частенько, когда какой-нибудь персонаж повествует свой кусок истории, возникает аналогия, будто кто-то рассказывает байку из жизни с абсолютно каменным лицом: вроде и смеяться хочется до слез, но вещи-то происходят нешуточные – вот-вот с кем-то что-то случится!
    В заключение могу сказать, что, хотя и серьезный тон романа не изменяет себе ни разу, я большую часть книги не могла сдержать улыбку; интрига держит в напряжении все время – когда какая-нибудь маленькая тайна раскрывается, появляется новая, еще загадочнее; в общем, это первая книга за очень долгое время, которая вызвала во мне бурю положительных эмоций, какого-то детского счастья и безудержной радости от того, что я нашла еще одного своего любимого автора.

    4
    24