Рецензия на книгу
Utopia Avenue
David Mitchell
Аноним23 декабря 2021 г.Прекрасный роман любимого автора
«Если музыка тебя зацепила, то с крючка уже не спрыгнешь. Самая лучшая музыка заставляет осмысливать мир… переосмысливать его. Она не повинуется приказам.»
Как же сложно говорить о новом романе Дэвида Митчелла! Если коротко — это чертовски хорошая книга. А теперь давайте подробнее.
«Утопия-Авеню» — восьмой роман Митчелла, в котором автор описывает музыкальную индустрию шестидесятых годов. Герои существующей только на страницах романа группы встретят таких звезд как Дэвид Боуи, Фрэнк Заппа, Сэнди Дэнни и других. Еще будут упоминания The Rolling Stones, The Beatles, The Who, Deep Purple и многих групп, которые образовались и стали популярными в шестидесятые.
Конечно, будут и упоминания песен — они то играют по радио, то их ставят или им подражают сами герои. Так, например, я узнала об «Аустурии», композиции Исаака Альбениса. Когда в книге упоминалась очередная песня, я ее включала. Это помогало создать настроение, глубже погрузиться в книгу, лучше прочувствовать героев. Музыка стала отличным дополнением к роману.
Это невероятный, многослойный, красивый, головокружительный роман. Благодаря тому, что герои живут в реальном мире, встречаются с реальными музыкантами, создается впечатление, что и сама «Утопия-Авеню» — реально существовавшая группа. Очень странно осознавать, что такой группы никогда не было. И жаль, что ее не случилось.
Помимо всего прочего, роман написан просто потрясающим языком. Я постоянно встречала какие-то магические формулировки. Например, в память буквально врезался самолетик, царапающий небо. Как тонко и точно эта фраза передает настроение, атмосферу ситуации! Тут хочется сказать «Браво!» переводчику.
В интервью, коих я прочитала с десяток, Митчелл говорит, что ему показалась очень интересной концепция сцения, которую придумал композитор Брайан Ино. Ино считал, что термин «гений» устарел. Гений не появляется просто так, из ниоткуда, как принято считать. Важные изменения в истории культуры — это скорее результат большого количества разных обстоятельств.Эту тему обсуждают и сами герои:
«Наш приятель Ино придумал понятие “сцений” — гений сцены, а не гений места, — говорит Эльф. — Да, творческие личности создают искусство, но их самих подпитывает некая культурная сцена или система: продавцы, покупатели, материалы, покровители, технологические новшества, места, где можно встречаться и обмениваться идеями и мнениями.»Митчелл взял эту идею и показал этот самый сцений Сохо в Лондоне в шестидесятые годы. Шестидесятые — это время перемен. Время, когда многое, в том числе и в музыкальной индустрии, происходило впервые. Когда музыканты экспериментировали и меняли понимание музыки. И вот в этот круговорот попадают четыре абсолютно разных музыканта, которых в одну группу собирает Левон Френкленд, менеджер новоиспеченной группы. Утопию-Авеню ждет блестящий успех. Они и есть тот самый продукт сцениума и на их примере мы видим, что позволило появиться таким группам как The Beatles.
У романа интересная структура, такого я еще не встречала. Каждая часть — название альбома группы. Каждая глава — название песни. Соответственно, мы видим, как песни Утопии-Авеню рождаются на свет. Это еще одна тема, которую автору было интересно исследовать — как появляются идеи и как музыканты их воплощают в жизнь. Из четверых участников только трое сочиняют песни, и потому фокус в основном на них. На том, как они пишут тексты и музыку и как музыка их исцеляет. О менеджере Левоне и барабанщике Гриффе мы знаем гораздо меньше, чем о Дине, Эльф и Джаспере.
Кстати о Джаспере. Так сложилось, что он стал моим фаворитом. И оказался самым интересным персонажем. Полное его имя — Джаспер де Зут. И если вы такой же поклонник творчества Дэвида Митчелла, как я, то и вы увидите в этом ого какую отсылку к роману «Тысяча осеней Якоба де Зута». Весь роман я гадала, чем обернется эта отсылка. И автор меня не разочаровал. В момент, когда я подумала, что история подозрительно простая, без характерных для Митчелла фантастических вкраплений, именно линия Джаспера круто разворачивается в этом направлении.
Что интересно, если вы не читали «Тысячу осеней Якоба де Зута», не будет такого, что у вас образуется пробел в истории Утопии-Авеню. Но если вы знакомы с «Тысячей осеней», у вас будет совсем другое восприятие. Отсылки есть не только к этой работе, но и к другим книгам Митчелла. В частности, к «Костяным часам», с которыми я не знакома.
Это один из моментов, который буквально взрывает мне мозг. Все книги Митчелла можно читать как отдельные произведения. Но если читать их одно за другим, то станет видна связь — то знакомые герои встречаются, то знакомые места, то еще что-то… Оказывается, это неспроста. У Митчелла есть концепция некоего сверх-романа, а каждая книга — это его главы. При этом автор намеренно не перебарщивает со связью между романами, чтобы не отпугивать и не путать новых читателей.
«Утопия-Авеню» — это не просто история одной группы, это история целой эпохи, описанная во всех красках, со всеми деталями. Это роман-приключение, в котором мне бы очень хотелось побывать. В процессе чтения почему-то постоянно вспоминался фильм о группе Queen, «Божественная Рапсодия». Вот насколько мне понравился этот фильм, насколько он показался мне правдивым, настолько же правдивым показался роман Дэвида Митчелла.
Если вы поклонник писательского гения Митчелла, если вы — меломан, в особенности любитель рока, в особенности рока шестидесятых — обязательно прочитайте «Утопию-Авеню». Обязательно слушайте музыку, которая появляется на страницах книги. Окунитесь в это приключение — оно точно подарит вам яркие эмоции.
Обычно мнение о книге и будущий отзыв у меня складываются по мере чтения. С «Утопией-Авеню» не так. Во-первых, мне было безумно жаль расставаться с этой книгой. Во-вторых, она настолько многоуровневая, что о ней вообще очень сложно говорить. В-третьих, мне так понравилось, что я не знаю, как вообще описать весь спектр эмоций. Наверное, поэтому этот отзыв такой длинный и такой сумбурный. :)
3451