Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним23 марта 2013 г.
    Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете.

    Эта книга о самом важном в жизни. Она о взаимоотношениях двух противоположностей - мужчины и женщины. Она о дружбе и предательстве. Она о том, как остаться человеком, когда тебя лишили всего, что так дорого было в прежней жизни. И можно сколь угодно долго переживать о том, что не было сказано, не было сделано. Прошлого не вернуть. Остается одно раскаяние. Но, поможет ли оно? Есть ли смысл в том, чтобы ежесекундно проживать прошлое в своих мечтах, исправлять ошибки?


    Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.

    Вот, вроде бы столько уже рассказано былей о любви, столько спето песен и серенад, но влюбленные находят всё новые и новые слова для выражения своих чувств. Как трогательно только зарождающееся влечение к своему избраннику, как щемит сердце и сильно колотится.

    Ремарк искусно проводит нас по всем ступеням человеческой жизни и взаимоотношений. Бесконечно одинокий Равик, оперирующий вместо своих удачливых коллег (а что ж еще ему остается делать, раз нет у него гражданства) и Жоан, актриса и ветреная женщина. Более разных людей трудно себе представить, но Ремарк великолепно справляется с этой проблемой. Кстати, высказывалось множество предположений, что прототипом главной героини Жоан являлась Марлен Дитрих, с которой Ремарк познакомился в Париже перед началом Второй мировой войны.

    Автор тщательно анализирует жизнь без того, кто недавно, совершенно недавно был единственным и самым дорогим на свете. Ведь Равик остался в чужой стране абсолютно один. Друзей нет, любимая женщина покончила с собой. Его самого пытали фашисты. Он потерял всё. И оказывается, что


    Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.

    Грустно от этой книги. Так жаль, что Жоан не имеет той глубины, которой достоен Равик. Она любит саму себя больше, чем кого-то еще. Первые восторги от встречи во многом определяются её растерянностью и двойственностью её внутреннего мира. Она считает, что достойна большей любви, чем имеет. Тут, увы, и встречается ей Равик. Но, проходит некоторое время и появляется охлаждение в чувствах. Появившаяся трещинка стремительно разрастается и вот уже не перепрыгнуть через нее, уже не склеить разбившееся. Мне кажется, что на первом этапе взаимоотношений у Жоан не было какой-то определенности в отношениях. Ей было одиноко, но её одиночество не было таким пронзительным и безнадежным, как у потерявшего всё Равика.


    Мне не лучше и не хуже. Мне - никак.

    Трудно анализировать это произведение. Такое собственное одиночество выплескивается. Всё то, что мы прячем глубоко внутри от самих себя, этой книгой взбаламучивается и поднимается на поверхность. Мы боремся с самим собой, со своей любовью, пытаемся вновь любить, а жизнь разбивает всё опять в куски и одновременно соединяет несоединимое. Как хорошо тут будет смотреться именно эта цитата из книги:


    Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.

    Но, не хочу заканчивать свою рецензию так пессимистично, как хотелось бы. Возможно, надежда на лучшее будет более правильной, чем безнадёжность:


    И что бы с вами не случилось - ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.
    21
    58