Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Злой дух Ямбуя

Григорий Федосеев

  • Аватар пользователя
    Аноним22 марта 2013 г.

    Книга автобиографическая, написана на основе дневниковых записей, которые автор много лет вел в экспедициях.
    Это медленное, тягучее, иногда даже слишком тягучее, повествование о разгадке тайны пропавших людей и борьбе человека с природой.
    Собственно, разгадка самой тайны оказалось не такой уж и захватывающей, да и заняла она не самое главное место в книге, основное место в книге заняла северная природа, ее взаимодействие с человеком, размышления автора о коренных народах, живущих в таких суровых условиях. Очень интересно автор описывает быт эвенков, их отношения между собой и умение находиться в равновесии с окружающей средой.
    Невольно во время чтения я постоянно проводила параллели с книгой Старик, который читал любовные романы . Вроде они совершенно разные: вместо тайги - сельва, вместо северных туманов и ливней - ливни тропические, вместо эвенков - индейцы, вместо медведя - ягуар, и все же общий дух в них присутствует. А еще они обе так далеки от привычного мне мира - от широких степей, невысоких курганов, запахов чебреца, балок, поросших лиственными деревьями, отар овец (а не оленей :) ) - что кажется, будто действие происходит на другой планете.

    К сожалению, пару моментов в книге я отметила, как минусы (общие для многих представителей советской литературы).
    1) Главный герой пытается доказать, что человек главнее всего, и он "царь природы". Но тут, во-первых, сам автор недостаточно убедителен, видимо, годы жизни в тайге и тундре поколебали это убеждение, а, во-вторых, тут же вспоминаются слова Воланда из "Мастера и Маргариты":


    "Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если оне не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный заврашний день?"

    2) Герой убежден, что эвенки должны бросить бросить свой жизненный уклад и переселиться в города, а также пользоваться всеми благами цивилизации. К чему это привело, мы уже знаем - численность коренных северных народов уменьшилась (если в 1926 году эвенков было 37,5 тыс. человек, то в 1959 - уже 24,6 тыс. человек; только к 2010 году их стало на тысячу человек больше, чем 80 лет назад), были утеряны многие знания и традиционные ремесла, забылись языки, и только в последние десятилетия культура малочисленных народов стала возрождаться.

    Интересно было прочитать краткую биографию Григория Федосеева и узнать, что мы практически земляки - он родился в 200 км от моего города. И мне, как до мозга костей южному человеку, было удивительно и непонятно, как можно было поменять предгорья Кавказа на суровый Север. Видно, чем-то он околдовал автора, что тот завещал захоронить урну со своим прахом в Саянах.

    14
    57