Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним21 марта 2013 г.Классические произведения нужно читать, чтобы они не превращались в анекдот. Пушкина, Толстого, Достоевского надо читать и перечитывать. Проблема произведений, признанных великими в том, что такое признание привносит к ним множество интерпретаций, банальностей и штампов. Живой источник искусства открывается сквозь них подчас с неожиданной радостью.
Я перечитал «Преступление и наказание» случайно, под действием вот этого вопроса зачитавшись книгой так, что не смог остановиться. Не думаю, что книга стала намного другой для нового меня спустя все эти годы. Хотя разница, наверное, все же есть. В юности лучше воспринимаются яркие краски, все радикальное, грандиозное, абсолютное – великий инквизитор из «Братьев Карамазовых» потому что он великий, Свидригайлов потому что его аморальность чудовищна, лошадь потому что страдание. А сейчас мне и слово инквизитор оказалось лень с большой буквы писать, до шифта больной рукой тянуться. Нерв-с. Сейчас интереснее и поразительнее глубина картины и сложность исполнения. Ни одна мысль не брошена случайно, все повторяется, все рассмотрено с разных сторон, все объемно. Все освещено.
Вопрос Раскольникова – так что, мне все можно? не самый главный в книге, хотя самый, пожалуй, известный. Дрожащие твари всем памятны. Поэтому это самый яркий пример того, как поступает Достоевский, как конструирует роман. Раскольников в его идее повторен как карикатура в пошлейшем Лужине, в тех кто черту никогда не переступит как негатив и еще в Свидригайлове, который есть доведение идеи до предела, что еще со времен древней китайской диалектики понимается как превращение в противоположность. Если все можно, то ничего нельзя. Восстание из гроба противоположно сам***ийству.
А вот еще вопрос, почему «Преступление и наказание», а не, например, «Преступление и искупление»? Почему история о воскресении Лазаря так скупа на изображение чуда и почему Достоевский пишет ад, в основном и везде пишет ад, из которого всегда изводит?
Потому что мы слепы к аду, и если читать роман тяжелее, чем ходить по улице или ездить в метро, то в нем-то и дан ответ, почему.
Я думаю, что у духовно здорового человека картины ада, особенно внутреннего ада должны вызывать сострадание, а не отвращение.
9110