Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц
Айрис Мёрдок
Аноним16 декабря 2021 г.Многослойный, многообразный роман, в котором для каждого откликнется что-то своё
Главный герой романа "Чёрный принц" Брэдли Пирсон так выразился о "Гамлете" Шекспира: "Он (Шекспир)... создал книгу, бесконечно думающую о самой себе, конструкцию из слов, как сто китайских шаров один в другом, высотою в вавилонскую башню". Эти же слова как нельзя лучше характеризуют и самого "Чёрного принца".
Сюжет романа донельзя прост: Пирсон — страдающий писатель пятидесяти восьми лет, безумно увлечённый Шекспиром, как и полагается английскому интеллектуалу, однажды обнаруживает, что влюбился в дочь своего друга, которая младше его на тридцать восемь лет. Их любовь была обречена на провал. Но несмотря на внешнюю простоту отнести роман к жанру сентиментальной любовной драмой и воспринимать как "жестокий романс" было бы ошибкой: с первых глав появляется ощущение, что за этой простотой прячутся целые глыбы смыслов.
Сложность заключается в том, что в романе Мердок ставит сложные и важные вопросы, ищет ответы на них, но не обозначает свою чёткую позицию. Она рассматривает тему самосознания личности, познания своего глубинного "я", тему любви, её реальности и иллюзорности, её связи с внутренним "я" каждого человека, и на тему творчества как самовыражения — и предоставляет читателю полную свободу наполнить роман смыслами: каждый видит то, что хочет видеть.
Неслучайно Брэдли не похож на живого человека. Обычные люди не разговаривают так, как говорит он. Обычные люди не анализирует так каждый свой шаг, как анализирует Брэдли. Всё потому, что Брэдли—не человек, он—поток рефлексирующего сознания, монумент из слов, интеллектуальных схем, стереотипов, комплексов, религиозных постулатов, нагромождение философских теорий, литературных произведений. Брэдли— зеркало, в котором читатель видит себя, пустота, которую он заполнит своим потоком сознания, своими комплексами.
Роман можно осмыслить, отталкиваясь от идей психоанализа, или с позиций экзистенциализма, или теории полифонии, или взять за основу приём "найденной рукописи". Можно подробнее остановиться на связи "Принца" с шекспировским "Гамлетом"—шекспировской трагедии уделено особое внимание: в повествование вплетены реминисценции из "Гамлета"; роман выстроен как вариация на тему шекспировской трагедии.
Годятся и другие системы аналогий, например, образ древнегреческого бога Аполлона, который представляет собой синтез двух начал: одна даёт творчество через любовь, другая превращает из эстета в животное. А можно не париться и прочитать "Принца" как любовный роман о титанических страстях с кровавым финалом.
Многослойный, многообразный роман, в котором для каждого откликнется что-то своё.
681,9K