Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Выйти из чата

Дженис Халлетт

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2021 г.

    Не выходи из чата, не закрывай страницу…

    Мне было интересно, хотя поначалу книга показалась неудобной для чтения: она построена как переписка кучи неизвестных людей сразу по нескольким проблемам, и сообразить, кто из них кем кому приходится, потребовало сосредоточенности, даже несмотря на то, что автор потрудилась изобразить отношения между ними графически и представить длинным «социальным» списком. В реальности, конечно, послания в чатах редко бывают такими длинными и развернутыми, как в этой книге, и уж тем более абсолютно синхронизированными с событиями, но на то она и книга, и я активно вчитывалась в них, стараясь не упустить ни фразы, ни намека, ни оттенка эмоции, чтобы сложить их в непротиворечивое целое, особенно когда адвокат дал указание своим помощникам быть особенно внимательными, чтобы понять, кто что на какой момент времени уже знает, что скрывает, и сформулировал свои «подсказки» (мне, скажем прямо, они не очень-то помогли).

    Сюжет весьма напряженный и по мере того, как к основной линии присоединяются побочные, он становится все более сложным и увлекательным; а уж когда в середине книги мы узнаем, что главный персонаж, фактически, сам никому не пишущий, но являющийся объектом и субъектом разнообразных посланий, убит, у нас в буквальном смысле слова открывается второе дыхание. И персонажи, и ты сам по мере развития этой истории строишь многочисленные версии происходящего, поскольку вопросы в ней множатся, как бактерии в пробирке. Что-то постепенно раскрывается и делает некоторые связи между поступками персонажей более понятными, но автор мастерски не дает читательскому напряжению успокоиться, поскольку все время делает новые интеллектуальные «вбросы» в сюжет. Интуитивно, конечно, догадываешься, что здесь какая-то афера, и между строк ищешь аргументы против статусной семейки.

    Интернет-переписка героев, конечно, прием не новый и вполне даже модный, но здесь мне понравилась авторская попытка передать характер своих персонажей только через вербальное самовыражение - письменную речь, и мы видим молчаливую, напряженную и гневную в своей борьбе за правду Сэм, двулично-дипломатичную Клаудию, вездесущую «липкую» «серую мышку» Исси, упертого и беспринципного Мартина, энергичную Сару-Джейн, двусмысленную Тиш Бхатоа, нервную Эмму с оставленным на ее попечение Гавом и т.д. Персонажей очень много, но, преодолев стартовые трудности их распознавания, начинаешь их не просто различать по манере высказывания, но и чувствовать их контексты, подтексты и затексты.

    Мне понравилась и заключительная часть, где адвокат дает задания ученикам, и они строят разные логические версии, учитывая новую информацию, строя хронологию событий, копаясь в прошлом персонажей. Получилось немного путано, но тем не менее интересно. Можно сказать, что по драматизму и психологичности автор достиг почти что уровня шекспировской пьесы, где полно интриг, недоговоренностей, тайн, выдавания себя за другого, «маскарадов» и пр. А вот концовка все же оказалась так себе - комковата и жидковата. И еще меня очень смущали новоязовские выкрутасы переводчика типа «авторка», «организаторка», «лидерка», «докторка», «волонтерка». Это очень подпортило впечатление от стилистики текста.

    Тем не менее, книгу я прочитала с большим удовольствием! Для меня это был настоящий читательский хит, и я рада, что открыла для себя нового хорошо пишущего автора.

    36
    757