Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письма Баламута

Клайв Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним14 декабря 2021 г.

    В аду, как и на земле, умеют подкрашивать мысли в угоду своим намерениям

    Две мои любимые книги о христианстве (конечно, если не брать в расчет "  Закон Божий " или само Священное Писание) - "Письма Баламута" и "  Дары и анафемы ". Книга А. Кураева всё-таки нон-фикшн, доказательна по стилю изложения, а труд К. Льюиса - это литературная живопись. Перед нами инфернальная эпистолярщина. Просто представьте себе письма от матёрого чёрта, чиновника адской администрации, в которых он инструктирует своего послушника-племянника, как сгубить душу подопечного человека. Уже весело, правда?

    За этим весельем стоят очень сложные экзистенциальные темы - спасение души, устройство справедливого общества, истинные ценности человека. Зачастую смех здесь - сквозь слёзы. Книга в основе своей критическая, а потому ирония и сарказм периодически отблёскивают. Впрочем, как ещё может писать чёрт? 

    В 1958 году "Письма Баламута" были дополнены рассказом " Баламут предлагает тост" и теперь обычно издаются в одном переплёте, потому я буду рецензировать и рассказ, и повесть как единое литературное творение. Думаю, не стоит создавать спойлер, раскрывать сюжет (да-да, он тут имеется). Правда, даже если бы я пересказал содержание всех писем, это бы нисколько не повредило удовольствию от чтения произведения. Подчеркну лишь то, на что я особенно обратил внимание.

    Льюис как будто выделяет три категории людей, к которым он обращается со страниц своей книги. Его послание им и о них.

    1. Чернокнижники. Разговор идёт о том, что излишнее внимание к нечистой силе опасно для спасения души - может увлечь.

    2. Материалисты / атеисты - естественно, здесь речь идёт о воинствующем неверии, антихристианской жизни.

    3. Христианские фундаменталисты /  церковники / радикально верующие - автор говорит много о нетерпимости, когда мотив веры сдвигается на цель. Рьяное желание выполнять все предписание до деталей,  возвышая себя самого в "святости", приводит к осуждению всех прочих. Есть только я - святой, и остальные - еретики.

    В общем-то в современном Льюису мире, а тем паче сегодня, черти рискуют вовсе остаться безработными, ведь человек сам уверенно мчится по гладкой дороге в разинутую адскую пасть. Всё, что нужно, так это проводить необходимую профилактику, шорить взгляд, защищать от критического мышления и, пожалуй, удовлетворять все базовые потребности.

    У бедных бесят отбирает хлеб не кто иной, как современное капиталистическое государство, та самая "демократия". Формула успеха включает в себя: индивидуализм, наёмный труд, налоги, толерантность, равенство (в смысле уравнивания), потребление.

    Необходимо такое общество, в котором человек оставался бы рабом и чувствовал бы себя одиноким. А чтобы справиться с гнетущей неестественностью индивидуализма, необходимо соответствовать нормам и ценностям общества потребления, быть "как все". Самый простой способ уравнять - уничтожить таланты и выдающиеся достижения. 


    Всякий, кто чувствует себя хоть в чем-то ниже других, сможет откровенно и успешно тянуть всех вниз, на свой уровень .

    Обоснованием могут выступать ценности равенства, искаженные в "идеологию тождества". Нет различий между людьми в культуре, в гендере, интеллектуальных способностях, задатках и талантах - все, как один, люди-манекены. Казённые школы - агенты этого "просвещения".  

    Если речь идёт про образование, то нужно помнить, что этой стриженной массе выпускников следует потом дать работу, такую же безликую. Желательно, чтобы каждый выполнял лишь одну операцию всего производственного процесса и понятия не имел об остальных.  Принцип "Разделяй и властвуй" как никогда уместен. Неплохим инструментом является налог - такой, чтобы человек все свои силы пускал на то, чтобы не выделяться. Быть успешным, как все, иметь ценности, как у всех, любить то, что принято любить, иметь общепринятые вкусы. Погоня за успехом - лучшее топливо для газонокосилки, обезличивающей художников, писателей, философов и музыкантов. 

    Посредственность - вот идеал общества. Потребляй и будь, как все. Необходимое, но не единственное условие, чтобы как можно больше душ угодило в адский котёл. Культура такого общества - не всё; нужно искажать истину там, где всё ещё существуют очаги независимого мышления - в церквях и в науке. Смирение можно представить как самоуничижение - основу для презрения к другим, цинизма, жестокости. В науке же достаточно сместить акценты с исследования, поиска истины и познания на уверенную тарабарщину о теориях и практике. Если важно быть таким, как все, нужно выстроить непринятие отличающихся; инакомыслия быть не должно.


    Живой в их вере была лишь ненависть к другим исповеданиям; брань — их благовествование, клевета — их псалом.

    "Письма Баламута" - произведение, рекомендованное мне к прочтению несколькими людьми. Все они были верующими, и один их рекомендателей - православный священник. Сам Льюис прошел большой духовный путь от религиозного воспитания, разочарования в вере через атеизм и оккультизм вновь к вере во Христа. Апостолами для него стали Дж. Макдональд  и Дж.Р.Р. Толкин . Очевидно, что все описанное Льюисом в "Письмах Баламута" - в том числе и его личный духовный опыт.

    12
    1,2K