Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним13 декабря 2021 г.Нотр-Дам-де-Пари
В предисловии автор размышляет о том, что однажды обнаружил начертанное по-гречески на стене собора Нотр-Дам-де-Пари слово «рок», а позже, через несколько лет надпись эту затёрли.
Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; в свою очередь исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор.Грустно сейчас читать эти слова Виктора Гюго из 1831 года, ибо как раз нам и довелось жить в эти предсказанные им времена. И хотя Собор не совсем исчез, но грустно сознавать, что безвозвратно утрачено его многовековое состояние, и он уже никогда не будет таким, как прежде.
Собор Нотр-Дам-де-Пари до и после пожара
Поэтому, читая этот роман о Соборе, о том, каким он был мощным столпом, символом, основанием жизни Парижа и Франции в XV-м веке, невольно переживаешь не только о роковой судьбе героев - Эсмеральды, Квазимодо, Клода Фролло, сестры Гудулы, но и о роковой судьбе Собора. И пусть мы не парижане, но с катастрофой, постигшей Собор, и мы чувствуем, что утратили нечто из вечных ценностей.
В романе потрясающая кульминационная сцена, когда чернь штурмует дубовые кованые железом двери Собора, а глухой звонарь Квазимодо в одиночку защищает его от роковой стихии разрушения. Он бросает сверху на толпу тяжёлые балки и направляет по желобам расплавленный свинец на их обезумевшие головы. Ох, не к добру эта сцена с огнём на соборе…
Было интересно читать главу с описанием Парижа с высоты птичьего полёта. Описание и поэтическое, и рациональное одновременно, особенно после книги Эдвард Резерфорд - Париж , где тоже описываются кварталы, улицы Парижа в разные времена. После Гюго можно смело читать любой роман Дюма или любой другой исторический роман, где действие происходит в Париже, и получать удовольствие от узнавания мест действия.
Остров Сите, похожий на черепаху с мостами, перекинутыми на оба берега Сены, Латинский квартал, Лувр, Гревская площадь, Нельская башня, Сент-Жерменское предместье –мы видели всё это с высоты башен собора Нотр-Дам-де-Пари в лучах утренней и вечерней зари.
Действие романа происходит во вполне ограниченный промежуток времени с января по июль 1482 года, во времена Людовика XI, хитрого скупого короля, ещё одного знаменитого, после Филиппа Августа, собирателя французских земель, победившего могущественного, амбициозного, богатейшего герцога Бургундского Карла Смелого. Сам король со своими одиозными приспешниками Тристаном Отшельником и брадобреем Оливье Дьяволом, тоже появится на страницах романа, в трагикомической сцене в покоях Бастилии. И даже будет шутка про взятие народом голыми руками крепостных стен.
Роман структурно очень гармонично построен, поэтому не утомляет, яркие колоритные сцены перемежаются с серьёзными описаниями и размышлениями о Соборе, о Париже, о структуре управления городом, об архитектуре и книгопечатании, о текущей политической обстановке во Франции.
Кроме штурма Собора, запоминающимися эпизодами романа будет представление мистерии во Дворце Правосудия, которое плавно переходит в вакханалию избрания папы шутов. А ещё незабываемо живописное описание Двора Чудес - обиталища парижских нищих и бродяг.
Где-то там, в XV -м веке, рядом с Собором Парижской Богоматери, навсегда остались:
нежная грациозная плясунья Эсмеральда;
постигший все науки, но не познавший истину Клод Фролло;
дикий страшный глухой горбун Квазимодо, неоглохший душой, преданный собору звонарь;
беспечный школяр-гуляка Жеан Мельник;
капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, красавец, грубиян, солдафонская душа;
совсем не геройский философ-поэт Пьер Гренгуар;
грешная исстрадавшаяся фанатичная сестра Гудула.823K