Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение в Брайдсхед

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    Аноним17 марта 2013 г.

    Сам Во называл свой роман некрологом обреченному высшему клану Англии. Однако некролог вышел остроумный, лёгкий и жизнеутверждающий. И очень красивый. Все темы романа раскрываются в монологах и описаниях, а если учесть, что главный герой - художник, то разглядывать сцену, на которой разворачивается действие, одно удовольствие. И монологи потрясающие.
    Одной из основных тем, поднимаемых Во в Брайдсхеде является религия. Да, я слышала и знаю о религиозных взглядах самого Во, но это ничуть не мешало мне чувствовать себя преданной в конце романа. Религия показана здесь сутью бессмысленных страданий, загубленных и отравленных жизней: леди Марчмейн - "когда хотят ненавидеть Бога, ненавидят нашу маму", Себастьян - призванный, но желающий лишь одного - чтобы его оставили в покое, безжизненный Брайди, бедняжка Корделия - загубленная жизнь, и наконец Джулия - загубленная любовь. Всё это представляется мне ужасным. Католицизм, как символ невыносимых страданий и бессмысленных жертв. И тут я полностью соглашусь с Корделией:

    • Господи, как трудно быть католиком.

    Тем не менее, все герои Во возвращаются к религии. Абсолютно все, включая агностика Чарльза. Мне кажется, что тут Во противопоставил религию, как страдание и жертвы - религии, как символу незыблемых вечных ценностей - горящей лампаде в стиле модерн, довольно безвкусному чеканному светильнику - огню, который видели древние рыцари из своих гробниц, который когда-то у них на глазах был погашен,- этот же огонь теперь опять горит для других воинов, находящихся далеко от дома, гораздо дальше в душе своей, чем Акр или Иерусалим.

    И если оставить главную тему и вспомнить о побочных и дополнительных - ну до чего прекрасен Энтони Бланш! Как же мне понравился его потрясающий монолог, проходящий красной нитью через всё повествование - монолог об обаянии - английском национальном бедствии.
    - Болезнь, которая распространена только на этих серых островах. Обаяние пятнает и губит все, к чему прикасается. Оно убивает любовь, убивает искусство; боюсь, мой милый, что оно убило и вас...

    А его откровенность, цельность, тонкая ирония и восхитительный юмор:
    - Отвезите меня туда, где висят нездоровые картины Чарльза!
    Чудо, а не персонаж.

    В вобщем-то, все персонажи хороши. Как и вся книга. Я бы хотела ещё поговорить о многих темах и героях Брайдсхеда - о дружбе, о понимании, о саморазрушении, об уходящих временах и потерянных эпохах, о лицемерии Марчмейнов, о противной предприимчивости недочеловека Рекса... Но вот что касается книги в целом, то пожалуй, я всё сказала. Понравилась безумно. Я даже жалею, что уже прочитала её, и очень завидую тем, кому ещё предстоит её читать.

    4
    66