Рецензия на книгу
Bitter Orange
Claire Fuller
Аноним9 декабря 2021 г.Эпоха вуайеризма и эксгибиционизма
Заглавие для рецензии пришло на ум сразу же, как только сюжетная линия начала развиваться хоть сколько-нибудь динамично. То есть есть в тот момент, как главная героиня (она же рассказчица) Фрэнсис нашла "потайной глазок". Именно так его обозначили в описании книги.
Вообще описание, на мой взгляд, только вводит в заблуждение. Да и начало повествования сформировало у меня совсем иные ожидания, нежели то, что получилось "на выходе".
Борясь с сонливостью, но продолжая упорно продираться сквозь бесчисленные и многословные описания архитектуры и пейзажей, ожидала добраться до какой-то пасторальной или хотя в духе Франсуазы Саган мелодрамы. На деле же все свелось к драме в чистом виде с легкой примесью детектива.
И если с вуайеризмом все более или менее понятно - главная героиня несколько раз наблюдает за своими новыми "друзьями" в "потайной глазок", с интересом слушает истории Кары, а также Питера и Виктора, то возникает вопрос: а причем здесь эксгибиционизм.
По моему мнению, главным эксгибиционистом здесь выступает Кара - она так и живет напоказ всему миру. И неважно демонстрирует ли она нам свои фантазии или повествует о реально происходивших с ней вещах. Даже в описании этих двух женщин автор указывает на абсолютную закрытость Фрэнсис, "запаковывающую" себя в материнское утягивающее белье и открывающую о себе чудовищную правду лишь в финале. В противовес Фрэнсис Клэр Фуллер яркими мазками "рисует" для нас Кару - абсолютную противоположность. Она вся как на ладони: яркие платья, черные распущенные волосы, несдержанность в эмоциях, темперамент, граничащий с безумием (не зря Фрэнсис вначале принимает ее за итальянку).
У меня "второе дыхание" для чтения книги открылось где-то в середине истории, когда начали вырисовываться первые черты надвигающейся трагедии в этом "квадрате". Да, изначально кажется, что речь о банальном любовном треугольнике, но дальше становится понятно, что это не совсем треугольник, а скорее квадрат и на любовный в чистом виде он не очень и тянет.
Трагедия одиночества, трагедия людей сломленных обстоятельствами жизни, трагедия ошибки самоопределения и самоидентификации, трагедия надломленной психики, трагедия людей заброшенных в такой же одинокий, как и они сами дом.
И да, яркий апельсин на деле оказался самым горьким фруктом на свете.
После прочтения каждой книги пытаюсь понять - для кого она была написана. В данном случае история может прийтись по душе в первую очередь:
- исследователям человеческой психики;
- тем, кто сам пережил физическое или психологическое насилие либо предательство близкого человека;
- ну и тем, кто разбирается в архитектуре и интересуется ею - первая половина книги однозначно для вас :-)
Возвращаясь к заглавию. Подглядывание за другими, проживание чужой жизни как своей или напротив нарочитая демонстрация себя не делают вас счастливее. Скорее наоборот, любой перекос в ту или иную сторону может привести к крайне печальным последствиям.
P.S. Книгу читать с осторожностью: можно уснуть, бросить в самом начале и окончательно разочароваться в современной прозе. Но если доберетесь до середины, дальше будет и легче, интереснее (если вас "заводят" истории о тайнах прошлого, которые влияю на настоящее и будущее).
1217