Рецензия на книгу
Видоизмененный углерод
Ричард Морган
Аноним9 декабря 2021 г.Перехожу к следующему кадру
Приходится признать, выстрел попал в молоко. Обычно со мной такого не бывает, но… судя по аннотации я ожидал этакую очередную мозгодробильную твердейшую НФ, а получил ничем не примечательный детективчик.
Ну как, ничем не примечательный… Мир, в котором происходило действо, в самом деле косил под нечто грегигановское, и косил, надо сказать, весьма правдоподобно. Однако между этим и тем разница примерно такая же как между реальностью и декорациями Мосфильма. Декорации – плоские, копни – и наткнёшься на пустоту. Если у Игана ни одна деталь интерьера или той же внешности не появляется просто так, по факту, не имея под собой в качестве обоснования какой-нибудь научной гипотезы, то здесь вся «научность» сводится к изначальному примитивному посылу, что человеческую память можно записать, выгрузить в коробку, и эту коробку вживить в любую оболочку. Как – на это Морган не даёт ответа и вряд ли задумывается сам. А вот так, просто. Чем не сказка, чем не фэнтези?
А зачем думать и усложнять, если с технологией можно действовать самым варварским способом, и, как это делает один из героев, просто выдрать из головы убиенного заветную коробочку? А уж как они сохраняют оболочки, то бишь, тела мёртвых, для вживления коробок с памятью других людей, для читателя и вовсе останется загадкой. Что? «Видоизменённый углерод. Нейрохимия. Видоизменённый углерод. Вживлённая нейрохимия. Видоизменённый углерод. Вскипает нейрохимия», — как попугай, сотни раз бубнит автор одно и то же всюду, где может потребоваться объяснение.
В общем, то, что делает научную фантастику научной, здесь было слито и тыщу раз перехерено.
Однако эта книга может вкатить, пожалуй, любителям Желязны – с её крутыми, под стать терминатору, людьми-машинами для убийства, не особо умными, а точнее, знающими что-либо благодаря своевременной загрузке в память соответствующих знаний, и аналогично, что-либо умеющими благодаря загрузке модулей. Но внешне – крутые, да. Ой, какие крутые, мечта десятилетних пацанов, образчик для подражательства. А сколько тут драк и убийств – не сосчитать. Ну круто же?!!
А меня в первую голову интересует развитие личности, характер, ум, которого добивается сам человек и человечество в целом. Ведь развитие науки – это высшее проявление человеческого разума, а здесь происходит подмена понятий, и можно особенно не стараться, ведь так запросто можно, утрирую: «проглотить таблетку и выучить английский».
Эта книга также может зайти и любителям соц.фантастики. Мир изменился – технологически, а все отношения, корысть, бюрократия, общество в виде слоёного пирога – осталось. И богатеи (у Моргана мафы) с огромным удовольствием пользуются новыми благами цивилизации. Юридическая сторона вопроса также отчасти затрагивается, а в центре по итогу оказывается постановление номер такое-то о запрете посмертной неоцифровки католиков (секты, оставшейся на Земле, которую уже никто за её пределами не помнит, хе-хе).
Всё это интересно, но невозможно, чтобы люди через века после таких глобальных изменений технологий, никак не поменялись относительно их текущего мироустройства. Поэтому читать про это про всё, про дрязги такие же, как у нас, мне было крайне утомительно и раздражающе скучно.
А ещё эта книга может зайти непритязательным любителям детективов. Видимо, я всё же не настолько непритязателен, чтобы не обращать внимания на отсутствие динамики в детективной линии большую часть книги, а потом раз – и с места в карьер, и погнали. Нет, в детективы автор не умеет. В психологию, видимо, тоже, ведь его гг чот никак не может определиться, то ли у него есть чувства, то ли у него их нет, то ли он может их легко блокировать, то ли всё-таки какие-то нет, и продолжается эта болтанка амбивалентностей вплоть до последней страницы. Как сказали на этой последней странице (и не только на ней, но и на ней тоже) — переходи к следующему кадру. Это что-то вроде нынешнего «забей». Окей, вырубаю книгу и перехожу к следующему кадру.
ПыСы. А следующий кадр тот ещё. Зовут его Сергей Краснов. Начитывает он – ну норм, прямо даже похоже на Оробчука, только если Оробчук всегда ведёт в тональности скрытой за внешним спокойствием интонаций трагедии, то тональность Краснова – извините меня, явно проникнута мотивами из «Убойной силы» и прочих российских полицейских сериальчиков нулевых. Огромный минусище Краснова кроется в бесконечных дОговорах, средствАх, отрОчестве, фЕтише и килОметрах. Господа, это ужасно. Вообще я довольно равнодушен к неправильным ударениям и поправляю их только у 5% знакомых, к которым неравнодушен, но если чувак берётся начитывать книгу и такое мочит…
12633