Рецензия на книгу
Немецкий язык со Стефаном Цвейгом. "Шахматная новелла" / Stefan Zweig: "Schachnovelle"
Стефан Цвейг
Аноним9 декабря 2021 г."Моноталант" против мономании
Мой отзыв на новеллу не выражает художественного (эстетического) восприятия. При всей как художественной, так и смысловой ценности и увлекательности этого текста, оного во мне не обнаружилось. Поэтому мои изыскания, скорее, похожи на исследование.
Первый вопрос, который возникает: зачем Цвейгу понадобилось противопоставление друг другу ДВУХ одарённых в шахматной игре людей - простого деревенского серба Мирко Чентовича, ставшего чемпионом мира по шахматам, и уроженца Вены Доктора Б. (то бишь земляка самого Цвейга), одарённого игрока-любителя?
Поразмыслив об этом, я пришла к выводу, что ничего, на чём стоило бы акцентировать внимание в самом таком противопоставлении я не вижу, зато вижу много интересного в аналогии, в похожести между выдающимся талантом обоих героев. Я выразила это в названии своей рецензии - "моноталант", то есть "однобокий" талант Мирко Чентовича, который не блистал ни интеллектом, ни грамотностью, ни какими-либо иными кроме шахмат талантами; и мономания Доктора Б., который овладел тонкостями шахматной игры во время вынужденной изоляции, где никаких иных занятий найти было невозможно, и довёл себя до одержимости.
Что напрашивается в такой аналогии:
1. Посвятив себя одному-единственному занятию, человек может добиться выдающихся результатов. Но при этом нужно, чтобы никакие другие занятия и интересы не препятствовали развитию такого таланта. У Мирко просто не было других интересов и способностей, а у Доктора Б. не стало других занятий, когда он был в изоляции, а лишь случайно оказавшееся руководство по игре в шахматы, которое он украл у нацистов.
2. Копаем глубже, уцепившись за то, что чемпионом по шахматам может стать человек с невысоким интеллектом как Мирко. Как это? Сюда привяжем ещё одну странность: Доктор Б. играл в своей тюрьме на воображаемой доске! Наводят ли обе эти особенности на какие-нибудь размышления? Меня - да. Оба талантливых шахматиста развивали правое полушарие, воображение, умение предвидеть ход партии за несколько ходов. Иными словами, чтобы оказаться талантом в иной области особо развитые интеллектуальные способности не нужны, главное чтобы было развито правое полушарие. И для выдающегося таланта этого ДОСТАТОЧНО.
3. В изоляции Доктору Б., когда у него не было совершенно никаких других занятий, когда он не мог смотреть даже в окно, увлекшее его занятие шахматами довело его до одержимости. У Мирко, конечно же, не возникло такой проблемы, потому что никто его не изолировал от других занятий. Талант нельзя развивать насильно, ограничив человека от всего остального, он должен быть свободен в передвижении и в выборе.
Кроме этого я могу упомянуть разве что о стиле автора, который убедительно выдаёт в Цвейге классика литературы.
Новелла определённо заслуживает много большего, чем такое сухое впечатление, заслуживает того, чтобы откликнуться на неё сердцем, чувствами, а не только умом. Возможно, для этого нужно питать склонность к шахматам...
Вот тут рецензия пользователя, на чьи впечатления и восприятие образов стоит обратить внимание.
391,3K