Рецензия на книгу
9 принцев Амбера
Роджер Желязны
Chiglopooh12 марта 2013 г.Еще никогда прежде мне не было так жаль ставить низкую оценку, только другого выхода не вижу, как ни пытаюсь смотреть на данный роман, а не вижу, ничего не вижу.
В "Хроникиках Амбера" мне занятным показался разве что антураж, а за что еще можно было бы зацепиться? Ни тебе слова, ни образа, ни явления - ни рыба ни мясо.
Все начинается, когда протагонист находит себя в больничке, ничего не помнит, никто не хочет его слушать. Повествование ведется от первого лица, тут мне думается, что именно здесь все и начнется, именно в этой больничке, в голове именно этого человека - и престол Янтарного королевства, и жестокая игра отражений, сталь и огонь!
И вот… Напрасное ожидание какого-то надрыва и психологичности. Начало романа затянутое, скучное, но стоит пробраться через него и понять, что потеря памяти - это такой ход автора для знакомства с миров Амбера, причем исключительно глазами главного героя. События, имеющие место в романе, отражаются от сугубо субъективного взгляда Корвина и отправляются к читателю повествованием в лоб, сухим отчетом о проделанной работе и достижениях. Что вижу, то и пою. По сути, Корвин выполняет роль экскурсовода, которого обычно не замечают и не составляют о нем какого бы то ни было мнения. Об остальных персонажах и сказать-то нечего – декорации да и только, сколько бы ни повторялись имена многочисленных родственничков, запомнить их поименно мне как будто бы не дано. Ввиду картонности персонажей, нет намека на хоть сколько-нибудь увлекательный диалог, роман вообще скуп на общение между персонажами. Угрозы - пожалуйста, да и те какие-то неубедительные. Герои совершенно не доверяют друг другу, так почему же читатель должен им доверять и сопереживать? Никого не жалко, никого.
Когда, наконец, начинаются боевые действия, мы узнаем об этом, потому что Корвин нам об этом сказал. Но войны не видно. Где они эпичные батальные сцены? Чего минируем? Когда я задаюсь вопросом о главной движущей силе романа, то понимаю, что раз уж он лишен какого-то абсолютного зла, ему остается зиждиться на банальном противостоянии в междоусобных войнах. И не важно, на чьих плечах стоит этот зыбкий мир, кто они, эти безликие и безымянные жители Янтарного королевства, которые лишены всякой воли и обречены быть шестерками в карточной игре избранных. А раз уж ни о какой философии тут речи не идет, значит, только здравый смысл может объяснить отсутствие здравого смысла.
И это классика - конечно, у меня были какие-то ожидания. В принципе, вселенная Амбера представляется мне вполне реальным (имеющим право на существование) местом, разве что недостаточно продуманным, потому как создается впечатление, будто некоторые идеи рождались у автора на ходу. Кажется, Желязны задумав Янтарное королевство, думал над ним гораздо дольше, чем над его обитателями. Возможно, построение характеров и взаимоотношений персонажей – это его не самый большой талант, впрочем как и описание батальных сцен. Чтоб их описать, они должны хотя бы происходить. Кроме того, меня разочаровывает отсутствие исконно амберского юмора, правда, судя по событиям, жить там вообще нелегко, даже принцам, тут, как говорится, не до смеха. И все-таки зря.
Мне кажется, что секрет успеха «Амберских хроник» в их многосерийности. То есть у читателей есть множество возможностей раз за разом погружаться в этот таинственный мир, наблюдать за многообразием отбрасываемых Теней. А что касается противостояния бесконечных принцев и принцесс, занятых исключительно вопросами престолонаследия, то это для любителей раскладывать карточные пасьянсы и смотреть, как карта ляжет.
Мне же бесконечно жаль, что все не закончилось там же, где и начиналось, - в больнице. Так как мне не интересна дальнейшая судьба героев, не вижу смысла только из-за антуража продолжать знакомство с «Янтарными хрониками», даже не смотря на то, что я всегда читаю всю серию, но, увы, не в этот раз.
16199