Рецензия на книгу
Гараж
Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Vse_skazano_do_nas2 декабря 2021 г.Карпухин. Ты свои подковырки брось! В Индии обезьяны собирают кокосы. А мои макаки в сибирской тайге будут собирать кедровые шишки, лущить их, складывать орехи в ящики…
Смирновский (подсказывает). Наклеивать ярлыки…
Сын Милосердова. Наклеивать ярлыки — это мы обезьянам не отдадим!100 лет назад, 19 ноября 1921 года, родился Эмиль Брагинский. Вряд ли есть в России человек (как минимум старше 12 лет), кто не знал бы ни одного фильма, сценарий для которого Эмиль Вениаминович написал в соавторстве с Эльдаром Рязановым. Я лично больше всего люблю “Гараж” и часто пересматриваю ― чаще, чем это одобряет здравый смысл, и достаточно часто, чтобы не успевать между просмотрами забыть хотя бы одну реплику или сцену из фильма. Именно поэтому, когда в клубе “Драматургия” предложили в честь юбилея почитать что-то из творчества Брагинского, я решила начать с этой пьесы-киносценария.
В фильме Рязанов задействовал настолько блистательно-мощный актерский состав, что честно говоря, это всегда затмевало для меня всё прочее. Мне кажется, я никогда не осознавала до конца, что до актерских работ, до музыки, до декораций, звука и света ― до всего этого было Слово, и Слово это было гениальным.
По сюжету на собрании гаражно-строительного кооператива “Фауна” решается вопрос об исключении четверых пайщиков, так как, согласно новому утвержденному генплану реконструкции района, впритык к площадке с будущими гаражами должна пройти скоростная магистраль, из-за чего уменьшится и количество гаражных боксов. Обсуждение того, кто именно должен быть исключен, превращается в “борьбу за место под солнцем” и выявляет в участниках и самые благородные, и самые низкие черты. И хотя пьеса написана о реалиях жизни 1970-ых, но за 40 лет ― к сожалению или к счастью ― она не стала менее актуальной ни на каплю.
Конечно, люди, смотревшие фильм, в пьесе найдут мало нового: большая часть диалогов была перенесена на экран дословно. Те, кто кино не смотрели ― начните с него, ибо оно прекрасно. Ну а я просто получила удовольствие, подмечая сходства и различия между сценарием и финальной киноверсией, вроде отдельных реплик, появившихся в результате импровизации. 3 или 4 коротенькие сценки, наоборот, в фильм не вошли, но они и ничего существенного для сюжета или раскрытия персонажей не добавляли. Зато в пьесе есть остроумные и меткие авторские ремарки:
Общее собрание пайщиков гаражно-строительного кооператива происходит в зоологическом музее. Здесь, в музее, принадлежащем Всесоюзному научно-исследовательскому институту охраны животных от окружающей среды, разнообразные пыльные чучела млекопитающих, птиц и пресмыкающихся выгодно оживляют унылую атмосферу собрания.
Вперемежку с мертвыми волками, черепахами и горными орлами понуро сидят пока еще живые члены кооператива.Одно отличие особенно пришлось мне по душе: в фильме появилась героиня Марии Виноградовой ― женщина, доставшая курицу, карпа и ветчину и переживающая из-за испорченных продуктов. В пьесе все реплики о потекшей курице и позеленевшей ветчине принадлежали жене Гуськова. С одной стороны, это очень подходило персонажу и дополняло портрет жены и матери, занятой семьей и хозяйством. Но своим комизмом они и отвлекали, не позволяли жене Гуськова стать по-настоящему трагической героиней ― женщиной, измученной бытом и стоящей на пороге нервного срыва от сваливающихся одна за другой неприятностей и несправедливостей.
Или Жених, герой Борислава Брондукова, который в фильме в какой-то момент забывает о ждущей его невесте и произносит пронзительный монолог о китах, поднимающих на поверхность раненого соплеменника, чтобы тот мог вдохнуть кислорода. А в пьесе свою речь он заканчивает так:
“А мы, наоборот, топим друг друга. Животным свойственно чувство товарищества… Отпустите меня к невесте, я сейчас на стенку полезу!”Мне кажется, упоминание невесты несколько снижало остроту этой сцены.
Ну а если говорить в целом, то сложно рекомендовать пьесу, которая настолько мало отличается от фильма. Но если вдруг решитесь, то прекрасный вечер вам обеспечен.
14536