Рецензия на книгу
Live Like A Stoic: 52 Exercises for Cultivating a Good Life
Массимо Пильюччи
Аноним1 декабря 2021 г.Попытка переосмыслить древнюю философию стоицизма с лёгким оттенком позитивной психологии. Автор разбирает древние тексты и некоторые концепции. Часть очевидны: "рабство как концепция больше не рассматривается". Некоторые выводы потакают современным культурным реалиям. Научное знание и естественные науки заменяют метафизику древности. Остаётся костяк из того, что мне подвластно, и добродетельность личности остается единственным доступным благом. И океан неопределенностей и неподвластного человеку, с которым остаётся смириться.
Общие рамки философии стоицизма внешне выглядят благородно, да и при правильной обработки информации это реально может принести в жизнь если не счастье, то спокойствие и удовлетворение. Знание, что подвластно тебе, а что нет. Тело и здоровье, увы, не подвластны. Но отгородиться от них весьма сложно, ибо привыкли мыслить об этих сущностях как о естественном продолжении нас самих.
В концепции стоицизма лично мне не хватает огонька. И воли. Это как западный вариант медитации и смиренного буддизма. И в этой книге Стоицизм 2.0 переосмыслении (как было заявлено автором), я ожидала хотя бы намёком прочесть о том, как за прошедшие два тысячелетия человек продемонстрировал, что своим разумом и изобретениями порой может раздвигать границы подвластного нам, подконтрольного. Но... стоицизм не про это. Он про минимализм. Про осознание того минимума в себе, который и является нами, это этика и самоощущение без привязки к возможностям внешнего мира. Внешние блага если и не презираются и не отвергаются, как было принято у стоиков древности, но хотя бы уходят на пятидесятый план. За человеком признается лишь решение действовать по своей воле - выпускать стрелу. (А куда она попадет, не снесет ли ее ветром -- это уже не подвластный человеку пласт реальности).
Стоицизм в отдельных пунктах использовать можно и нужно. Но это лишь небольшая удобная рамка в сложной конструкции жизни.
13537