Рецензия на книгу
Острие бритвы
Сомерсет Моэм
Аноним1 декабря 2021 г."Просто оставаться самим собой" - или все-таки Слава бездельникам?
Очередной роман из моей флэшмобной коллекции. И на сей раз - смешанные чувства: от восхищения стилем и языком (Моэм! кто бы сомневался!) до... недоумения и неприятия главного героя. Да, я рискую оказаться в меньшинстве со своим "особым мнением", но факт остается фактом: главный герой Ларри Даррел мне показался чужим и несимпатичным.
Представьте себе молодого человека, вернувшегося с войны. Еще с той, Первой Мировой. Ему повезло: ему удалось выжить. Но ценой его спасения была жизнь другого человека. И то ли это, то ли... отсутствие внутреннего стержня сделали из неглупого и, пожалуй, перспективного молодого человека... бездельника. Да-да, самого настоящего бездельника. Он даже это не скрывает:
- Существует мнение, что, когда человек ни на что иное не пригоден, он становится писателем, - усмехнулся я.
- Это не для меня. Таланта нет.
- Так что же вам хочется делать?
Он озарил меня своей чарующей улыбкой.
- Бездельничать.
Он повторяет это и раз, и другой, и третий, приводя окружающих в состояние... в лучшем случае недоумения: как это - бездельничать?! Понятное дело, реализовать столь глубокий жизненный план оказалось проще простого... Несмотря на уверения благосклонных к нему людей, что
под бездельем он понимает довольно-таки тяжкий труд.
Наверное, на восприятие тех или иных жизненных ситуаций - или книжных героев, как сейчас, - очень сильно влияет собственный опыт. И я полностью согласна с высказыванием невесты Ларри, Изабеллы - так и не ставшей его женой:
А мои друзья, то есть мои сверстники, считают, что Ларри - жалкий неудачник.
Да, неудачник... и еще лодырь.
Отвлекусь немного и расскажу о таких вот "остающихся самими собой" людях в моей жизни. К сожалению, встречалось мне их немало - разного пошиба и разной степени устроенности.
Один бросил работу в престижном академическом институте, когда счел, что его "вклад в науку" недостаточно оценен - и стал... по большому счету, очень похожим на Ларри: бабочкой-однодневкой, порхающей с одного "тренинга успеха" на другой. "Собирает сливки" - как точно сказала одна общая знакомая. Как только дело доходило до того, что нужно прилагать какие-то усилия, он тут же искал другую тусовку. Умел лихо примазываться к разным мероприятиям, чтобы участвовать в них бесплатно. Успешно дотусил до пенсии.
Другой объявил "культ тела" и всю жизнь посвятил физкультуре и спорту. Но не думайте, что он упорно тренировался, чтобы завоевать медали или выступить за город в каких-то соревнованиях. Его усилия простирались ровно до той черты, когда спорт приносил удовольствие и не требовал особого напряжения. Преодолеть вплавь 10 км от Старого Салтова до Бугаевки - запросто! Проехать на велосипеде в Белгород и обратно - почему нет... А вот научить плавать собственного сына - это уж увольте... это же нужно терпение и время.
Третий занимался тем, что находил подходящую шею. В основном женскую. И в таком состоянии - исключительно на разных шеях - дорулил до 40 лет... и не собирается образ жизни менять.
На этом фоне женщина-бездельница, целью жизни поставившая посещение многочисленных кафе и поездки в пятизвездочные отели в Турции, кажется... почти невинной овечкой. Ну, в конце концов, женщинам не грех воспользоваться преимуществами слабого пола... Кстати, сама я работаю всю жизнь... в свое удовольствие. Но это скорее жизненное везение: найти свое место, за которое еще и платят.
Вполне возможно, что именно мое резкое неприятие всякого рода бездельников... только притягивает их в мой круг общения. Как там Зеланд предупреждал: "Вы получаете то, чего активно не хотите..."
И как следствие глубоко въевшегося в мое сознание неприятия тунеядства и безделья герой романа Моэма Ларри Даррел не мог показаться мне положительным героем, несмотря на то, что в нем
много привлекательного: какая-то скромность, мягкость, дружелюбие... И в нем чувствуется редкое для его возраста самообладание.
Да, я читала про приоритет "духовной жизни", про "трудный путь поиска себя", про "развитие человека как личности", про поиск ответов на вопросы...
- И что ты рассчитываешь там найти?
- Ответы на мои вопросы. - Он поглядел на нее так лукаво, что, не знай она его наизусть, она подумала бы, что он шутит. - Я хочу уяснить себе, есть Бог или нет Бога. Хочу узнать, почему существует зло. Хочу знать, есть ли у меня бессмертная душа или со смертью мне придет конец.
И кому нужна твоя бессмертная душа, если ты не сделал счастливым ни одного человека?! Жизнь-пустышка, которая догорит и погаснет... бесследно... Не зря Моэм приводит эту притчу про йога, научившегося ходить по воде, - сейчас она кочует с сайта на сайт:
Помню, один из них рассказал мне про некоего йога, как он подошел к реке и у него не было денег заплатить перевозчику, а тот отказался перевезти его даром, и тогда он взял и перешел на другой берег прямо по воде. Тот йог, что мне это рассказывал, презрительно пожал плечами и добавил: «Цена такого рода чудесам - тот самый грош, который был нужен, чтобы переправиться на лодке».
И, кажется, именно эта цена назначена за все откровения Ларри. И как по мне, главный его "грех" - это грех нереализованных возможностей. В нем же был заложен какой-то потенциал, чего-то он мог бы добиться. Но он даже не попытался состояться, что-то доказать себе и окружающим - он предпочел плыть по течению и ничего не делать. Как там индейцы говорят: "Даже мертвая рыба может плыть по течению..."
На этом фоне другие герои романа показались мне куда более привлекательными - или хотя бы яркими и осознающими свои цели в жизни. Можно ли осуждать Изабеллу за то, что не рискнула выходить замуж за человека, для которого деньги не значат ничего? Конечно, легко говорить, что для тебя деньги - ничто, если имеешь пассивный доход, вполне достаточный для одного неприхотливого человека. А если придется отвечать за других? Готов ли к этому наш возвышенный бездельник? Ирония судьбы заключается в том, что много лет спустя Изабелла имеет
в точности такой же доход, какой был у Ларри, когда он хотел на мне жениться, а я отказалась, потому что воображала, что на такие деньги не проживешь, а теперь у меня к тому же двое детей. Забавно, правда?
Очень ярким получился дядя Изабеллы Эллиот Темплтон - человек, "сделавший себя". Не скажу, чтобы он был мне очень симпатичен... но уж бездельником он не был.
Героем книги Моэм выставил и... себя. Причем как в мультике про крокодила Гену: "И работал Крокодил в зоопарке... крокодилом". Так и автор в книге работал... писателем. Скорее сторонним наблюдателем, знакомым со всеми героями и связывающим в одно целое этот круг вокруг главного (главного ли?) героя Ларри.
А вообще английская классика великолепна. Хотя бы тем, что заставляет задуматься: возмущаться, негодовать, восхищаться... А еще собирать, как драгоценные камешки, наблюдения, откровения, впечатления:
Я думаю, что Бог либо внутри меня, либо нигде.В мире все имеет конец, не разумно просить, чтобы что-то хорошее продлилось, но еще неразумнее не наслаждаться им, пока оно есть.
«Не старайся писать, как мужчина, моя дорогая, - сказал он, - пиши, как женщина. Не стремись к силе, довольствуйся обаянием. И будь честной. В деловой жизни мошенничество иногда сходит с рук, но в искусстве честность - не только лучшая, но единственно возможная политика».
Существует по меньшей мере две экранизации романа: 1946 и 1984 года. Думаю, стоит посмотреть хотя бы первую. Может, обаяние Ларри, которое в книге почти не проявилось, в фильме сделает его более симпатичным?
Ну, а закончу эти пространные размышления строфой Уолтера Сэвиджа Лэндора - тоже приведенной в романе:
Презрев людей, врагов я не имел.
Любил природу, в песнях славил Бога.
Я у камина жизни руки грел,
Огонь погас - и мне пора в дорогу.
Думайте, читайте.
14300