Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Adini1 декабря 2021 г.

    Дорога прегрешенья

    "Не всё то золото, что блестит" - всегда думала я о самом популярном романе Набокова. И в принципе правильно делала. Весь наш болезненный путь с самой скандальной историей себя оправдал. Я до сих пор пытаюсь понять, чем была вызвана такая бешенная популярность, учитывая типичные для Набокова "маркеры" возрастных и не самых здоровых отношений.

    Это совсем не то, что будоражит воображение. Вернее, когда впервые начинает будоражить, можно здорово разочароваться. Потому что никаких "жареных" подробностей в истории не будет. А будет долгая дорога, бесконечные отели и виноватые виньетки Набоковского языка. Собственно, о них (как всегда) хочется поговорить отдельно.

    Для меня это уже не Камера обскура - нечто более отточенное, но ещё и не Ада, или радости страсти - абсолютная в своём языке. То есть лучше, но ещё не настолько хорошо, как ты это знаешь. Но именно в языке она много выигрывает у Ванессы . Да и в проработке истории.

    Читать роман можно абсолютно по-разному. Ловить разрез и точку зрения каждый раз новую. Хочется зафиксировать, то, что есть сейчас (неизвестно, когда к ней ещё захочется вернуться).
    Г.Г. - романтизирует свою страсть, но я не позволила себя обманывать. Да, где-то по краю сознания проходит мысль, что это всё от нереализованных страстей юности. И в Лолите он любит даже не саму её, а совокупность черт. Большую часть романа упоминаются лишь милые ему нимфеточные черты, а не цельный образ Лолиты, как отдельной, пусть и маленькой, личности.
    И он постоянно подчёркивает, что она уже будет не та, когда их лишится, что совершенно точно, он её такой уже не будет любить. То есть маньяк и растлитель - безусловно. Но с другой стороны - человек, которому испортило жизнь желание обладать. Единственный раз, когда я расчувствовалась, был практически финал. Может быть я заблуждаюсь, но сочувствие и жалость к своей "постаревшей" 17-летней "дочери", которые он к ней испытал, очень меня тронули.

    И вот в отличие от Ванессы - повествование от Гумберта делает картинку более ясной. Она может в чём-то быть трогательной, но с отвратительной, ясной мерзостью. Парадокс? Так мы Набокова читаем, господа.

    Что касается Лолиты, то опять же Ванесса нервно дышит и завидует в стороне. Потому что несовершенная Долорес Гейз гораздо привлекательнее её. Во всей своей глупости, порочности, коварстве и внешней неухоженности. Вот в то, что Лолита и жертва, и палач верится и захватывает. Она сильна и беспомощна одновременно. При всём юном возрасте она пытается извлечь хоть какую-то выгоду из своего невыгодного положения и преуспевает в этом. И, в отличие от Ванессы, у неё есть мечта и желание жить отдельно от этой грязной истории с Гумбертом, а не сублимировать её. Этой ловкой девчонке удаётся подчинить себе того, от кого она зависима. Вот Лолита имеет реальную власть над Гумбертом, даже если не вольна распоряжаться собственным телом.

    А ещё Ло тот самый несчастный, нелюбимый ребёнок, о котором я всё время думала и вспоминала Историю одного обмана . У которого есть нездоровые отношения с матерью, если говорить более лояльным языком, потому что это самое лёгкое определение. Вот кто в праве чувствовать себя жертвой нелюбви. И при этом у Ло больше характера в её 20 веке, больше воображения и жажды жизни, чем у Ванессы в её 21 с возможностями и доступом к информации. Да, Долорес может быть не самый приятный и опрятный персонаж, но она пыталась сделать конфетку из той жизни, которая была. И этим очень напомнила Магду из "Камеры". Не зря ранее я сравнивала их как двух сестёр. Что-то от фройлен Петерс очень хорошо прослеживается.

    Это стоило прочесть, чтобы попытаться понять. Но я бы ещё отложила. Книга не попала в список моих Набоковских фаворитов, но просто кощунство ставить им с "Ванессой" одинаковые оценки. Тут один язык заслуживает 100 из 10.
    Но если гнаться за чем-то таким будоражащим сознание, то точно не в этой книге, здесь не будет горячо. Будет скорее долго, однообразно по обстановке, неприятно по эмоциональному посылу.

    8
    680