Рецензия на книгу
A Head Full of Ghosts
Paul Tremblay
BelJust27 ноября 2021 г.Напудренные головы
Есть такие романы, где всё буквально держится на одной-единственной загадке, ответ на которую, разумеется, будет дан в самом конце. Вот и эта история на первый взгляд кажется именно такой. Есть славная американская семья, будто взятая с картинки: мама, папа и две очаровательные дочки. Есть роковая цепь событий, приведшая к трагедии (что именно произошло держится в тайне почти до финала, однако много нагнетания и всех этих шаблонных сцен в духе "в тот день я в последний раз видела его счастливым"), и несколько разноплановых скелетов в шкафах, которые делают семью не столь идеальной. Отец потерял работу, имеет проблемы с контролем гнева и обрёл несколько нездоровый интерес к религии. Мать страдает депрессией, выгоранием и устала нести на своих плечах все финансовые тяготы семьи. Старшая дочь, Марджори, в какой-то момент начинает вести себя достаточно странно, пугать младшую сестру и заниматься членовредительством. Лечение у психиатра особых улучшений не даёт, посему под давлением не в меру увлёкшегося отца семья решается на обряд экзорцизма и попутно на участие в реалити-шоу, ибо когда дело пахнет деньгами, кому вообще интересна моральная сторона вопроса. И, конечно, сразу напрашивается очевидная загадка: будет ли трагедия, пока сокрытая туманом, реально связана с паранормальным или же с бедами с головой внутри сей дивной ячейки общества?
Первая проблема данной книги в том, что восемьдесят процентов — намёки, искусственно созданное напряжение, снова намёки, скримеры, отсылки к той самой трагедии. При этом в будущем выстрелила лишь история о "растущих существах", но так нелепо, на мой взгляд, что сделанный на неё акцент кажется мне просто очередным реверансом в сторону тумана, в котором здесь тонет всё. Однако написано, в целом, недурно, некоторые моменты ощущались весьма тревожно. Правда, иногда возникало ощущение какого-то диссонанса между описываемыми событиями, разворачивающимися в условной современности, и реакциями действующих лиц. Почему-то все излишне быстро уверовали, что Марджори одержима, потому что знает несколько общедоступных историй да имена всякой хтони, которую описывал Лавкрафт. И версию, что она просто воспользовалась интернетом отметалась, потому что "ну не может четырнадцатилетний современный подросток нагуглить несколько фактов и название книжки на латыни да католические обряды, это слишком запредельный уровень знаний, доступный лишь избранным". При том, что это скорее всего заняло бы от силы полчаса и не требовало бы никаких специфических навыков, кроме, может быть, умения запоминать и анализировать полученную информацию.
Ну да ладно, написано в самом деле хорошо, увлекательно. И если бы автор выдал в конце ответы, пусть даже это были бы те два самых очевидных варианта, то я бы поставила положительную оценку. Но именно на последних двадцати процентах книга резко меняет направление, чтобы выплеснуться в максимально скомканный конец с претензией на таинственность. И проблема не столько в том, что я не люблю открытые финалы или недосказанность. И то, и другое можно красиво реализовать. Мне не понравилось чувство, словно то единственное, что автор дал в завершении, брошено на откуп, будто ему стало лень дописывать книгу нормально, так что вот держите вместо ответов, если что-то не сложилось в цельную картину, то помните, что
рассказчик ненадёжен, любой факт может оказаться ложью.
Тут нет простора для интерпретации, ибо проблема всё в той же истории о "растущих существах", которая постоянно сопровождалась замечаниями Марджори о том, что это очень важный рассказ, обратите внимание. Зато есть ощущение обмана и нотка недоверия к миру, ибо финальный твист кажется слишком очевидным, чтобы никто не подумал о нём внутри самого романа.
И откуда всё-таки возникла эта таинственная банка с цианидом?
803,3K