Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маковое море

Амитав Гош

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2021 г.

    Рецензия от жены

    Предупреждение: велосипед не мой, книгу прочла жена и сделала отзыв. Делаю репост в своем аккаунте, потому что здесь ее нет.

    "Сразу напишу, чего от этой книги ожидать не стоит:

    1) Опиумных войн - они начнутся через три года, более-менее к ним подводит вторая книга, да и то в самом конце.

    2) Единой сюжетной линии. "Маковое море", как и другая индийская книга от Фантома, "Широты тягот", это сплетение самых разных историй. И их куда больше десяти. Поэтому от книги нужно просто отойти на какое-то расстояние и посмотреть с дистанции, чтобы увидеть всю панораму целиком. Как с картинами Босха. Огромное количество мелких деталей, черточек, фигур, поначалу не понимаешь, к чему это вообще? И лишь ко второй книге осознаешь, насколько масштабен замысел Гоша: написать гигантское полотно, панораму всей Южной Азии на пороге ее окончательного порабощения британцами.

    3) Романа-приключения. Это не Штильмарк, не Дюма, не Сабатини, не "Пираты Карибских морей". Злодеи тут не получат по заслугам, герои - не обретут сокровищ. Это эпопея, безусловно, но совершенно в ином роде.

    Что вы получите:

    1) Прекрасный текст. Язык романа - одна из главных причин читать Гоша, не знаю только, кого больше благодарить - автора или переводчика.

    2) Гигантское количество подробностей о жизни Индии и Китая в начале XIX века. И понять, почему те же Тайвань и Гонконг до сих пор стоят наособицу, Макао остается практически европейским городом, а Гуаньчжоу, бывший Кантон - третьим по важности городом в Китае.

    3) Вы пройдете по Великому Опиумному Пути вместе с героями - и узнаете всю историю этого зелья, не выкурив при этом ни одной трубки. И поймете, что "тихая оккупация" была изобретена не вчера - просто сегодня место опиума заняли голливудские фильмы, гаджеты и компьютерные игры. А так все остается по-старому, многие сентенции британских торговцев о "свободе" и "демократии" (под которыми тогда понимали свободу торговли наркотой) хоть сейчас публикуй в качестве актуальных цитат. Вообще если сравнивать Гоша с кем-то, то не с Саббатини, а с нашим Пикулем - все политические и экономические интриги того времени, и не только связанные с опиумом, тут как на ладони.

    4) Шикарные зарисовки быта - от индийских "неприкасаемых" до моряков-ласкаров, китайских купцов и французских ботаников.

    5) Картины природы - жаль, во второй книге ее мало, хотя пустынный и заросший травкой Гонконг, равно как и Маврикий, там просто прекрасны.

    6) Женские образы. Вот это вообще трудно не оценить, хотя женщин в обеих книгах не так уж и много: главных героинь так всего две. Зато с какой любовью и нежностью они выписаны! Кстати, сам Гош писал, что любимая героиня - именно девушка Дити, очень жаль, что во второй книге её так мало, и совершенно неизвестна судьба её дочки... Но, возможно, это будет в третьем романе? Очень понравилась и Полетт, хотя она все-таки больше мальчишка по духу... А вот Дити - сама нежность и женственность, просто удивительно видеть такую героиню в XIX веке, да еще в патриархальной Индии.

    После прочтения обеих книг Гоша могу сказать точно: в них надо вчитываться, но чем дальше, тем больше они вам понравятся. На этот цикл по-настоящему подсаживаешься: первые страниц 200 дались с трудом, зато потом... Вторая книга была проглочена буквально за ночь, к тому времени уже совершенно не смущало ни обилие персонажей, ни то, что главные герои первой книге во второй "тихо, беззвучно исчезли", как Снарк.

    Просто настройтесь на медленное чтение, не летите на всех парусах к финалу, наслаждайтесь теми зарисовками, удачно захваченными мгновениями, которыми текст насыщен до точки конденсации. Эта книга уж точно не про мораль, не про битву добра со злом, это путешествие. В котором вы обнаружите не только прошлое, но и наше с вами настоящее.

    Единственное, что, на мой взгляд, автору не очень удалось - это портреты британцев: все они несколько шаржированы, ну прямо эталон подлости и высокомерия. Вот все остальные персонажи, от парсов до китайцев, у Гоша совершенно не черно-белые, а вот наши любимые англосаксы... ну не может быть все настолько плохо. Хотя индусу Гошу, конечно, виднее. И по тексту видно, какой огромный счет у Индии к Британии. На этом фоне понятно, почему Гошу не дали-таки Букера, хотя и номинация на крупнейшую британскую премию в его случае уже иронична.

    Отличный портрет первой трети XIX века, причем периода, заложившего основу того расклада сил, в котором мы сейчас живем. Потрясающе описанная порабощенная Индия и совершенно необычный Китай, которого мы вообще не видели ни в одном другом романе."

    8
    1,1K