Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Процесс

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2021 г.

    Одним утром к Йозефу К. приходят двое неизвестных (без каких-либо знаков отличия от гражданских) и сообщают ему о том, что он арестован. Всë, что ему сообщают, - что против него запущен процесс. Его никто не ограничивает, никто ни в коем случае не ущемляет его свободу, - он может ходить, куда хочет, спокойно работать на своей неплохой должности в банке; должен лишь приходить в суд на слушания. Йозеф, считая себя совершенно невиновным, усматривает в этом какую-то нелепую ошибку, и намерен с ней быстро разобраться. Но не тут-то было.

    Когда Кафка пришëл в Россию (а наконец в полной мере публиковать его начали только в 60-х), все первым делом вовлекались в социально-политическое измерение, созданное в романе: оно было ближе всего к советским реалиям и лучше всего считывалось. Шутили, что "мы родились, чтоб Кафку сделать былью". Затянутые бессмысленные процессы; непонятные, лишенные какого-либо реального содержания обвинения; убогие канцелярии на чердаках, жалкие судьи и адвокаты, связи и личные отношения, которые единственно и могут повлиять на исход дела (или не могут, здесь без гарантий); ссылки на некий "высший" суд, где уже нормальные судьи разбирают "крупные" дела, и, наконец, Закон, который никто не читал, но в котором написана вся-вся правда и которому все следуют.

    В этом ракурсе "предвестия" тоталитарного общества, казалось бы, всë понятно: чего мы там не видели. Это ведь извечная трагедия о том, что человек есть раб в подчинении у чего-то совершенно неизвестного и запредельного, что с ним может произойти всë, что угодно, и борьба с этим порядком - пустая, бессмысленная трата сил; что страх свободы куда сильнее желания жить независимо. Но дело в том, как передаëтся это состояние ужаса, - всë равно что словами попытаться рассказать кошмарный сон, описать его другому человеку только с помощью слов так, чтобы он испытал это состояние на себе. И Кафка создаёт текст не сюрреалистическим бессвязным безумным пространством. В описании всего процесса присутствует зловещая логика рассудка, здесь всë упорядочено, отчëтливо, всë на своих местах. Всë абсурдно/логично настолько, что Йозеф К. в итоге уже вообще ничему не удивляется.

    Кроме этого социально-политического прочтения "Процесс" можно трактовать и по-другому. Та неопределённая, неизбывная вина, которая и "притянула" к Йозефу К. правосудие, - не выдумка и не ошибка этого абсурдного суда. Процесс позволил Йозефу развеять ту иллюзию, в которой он пребывал: наличие хорошей работы, разнообразных (хоть и незначительных) удовольствий - всë это было обманными утешениями, с помощью которых он скрывал от себя правду. Он растратил свою жизнь понапрасну, и только в ходе процесса начал понимать, чем его жизнь могла быть. Он живёт так, как живëт, и поэтому он осуждён. Но настоящее содержание своей вины он раскрывает лишь к концу процесса.

    Узнать правду (=Закон), узнать своë место в мире, соотнести себя по отношению к обществу и мирозданию в целом, - вот что нужно сделать осуждённому. Судебный процесс, совершаемый над Йозефом К. - это в том числе и процесс его инициации, его вхождения в жизнь общества и мира. Проиграть процесс нельзя - иначе ты будешь просто "вычеркнут". Можно бесконечно откладывать формирование этой картины мироустройства (К. сообщают, что один из способов вести свой процесс, - устроить волокиту), можно согласиться на картину мира, с которой ты согласен лишь частично (это вариант "мнимого оправдания", он временный и неустойчивый, после него против тебя могут снова возобновить процесс). Но единственно верный, и, конечно, самый сложный путь, - это путь действительного, "полного" оправдания, когда ты получил правду и не отступаешь от неë.

    А можно ли этого "полного" оправдания достичь - это уже другой вопрос.

    4
    508