Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отчаяние (аудиокнига MP3)

В. В. Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2021 г.

    Начну с того, что я очень сильно люблю Набокова, я прочла, пожалуй, 90% его прозы (и каждое произведение раза по 3-4). Люблю я его за то, как он пишет, как видит, как умеет передать то, что видит. И мои постоянные возвращения к его романам - способ погрузиться в мерцающий волшебный мир,
    где люди разговаривают на таком изящно скроенном, ироничном языке, так проницательно и образно мыслят; стремятся к красоте. Но это, конечно, обманчивое ощущение: вовсе не все герои вот так воспринимают, думают и говорят; это относится только к рассказчику. И он часто становится у Набокова "ненадёжным".

    В романе "Отчаяние" Набоков обращается к немецкому материалу (он прожил несколько лет в эмиграции в Берлине) и криминальному сюжету: главный герой (он же рассказчик) Герман, коммерсант средней руки с небольшими финансовыми затруднениями, вынужден прибегнуть к убийству. И вынужден не потому даже, что ему так уж нужны деньги, а потому, что он совершенно случайно нашëл своего идеального двойника. И теперь ему сама судьба, набоковский Мак-Фатум, велит ему этой возможностью воспользоваться.

    Перед нами история разворачивается со слов Германа, мы читаем его записи, которые он сделал уже после своего "идеального" преступления. И если иногда некую спутанность повествования, разрывы и склейки можно списать на его неустойчивое состояние беглеца (он при этом в них сам иногда признаëтся, хитрец), то в какой-то момент начинаешь ловить его на том, что он может просто напросто обманывать: то тут, то там мелькают мелкие несостыковки, да и слишком прекрасным выходит его образ изящного интеллектуала-эстета, слишком смешными и нелепыми - образы жены и шурина, которых он высмеивает за глупость и мещанство.

    Но до конца так и не удаëтся разграничить, движет ли им сознательное стремление рассказать события, как ему хочется, переписать действительность, или же это умопомешательство, и он на самом деле видит именно так, и на условную реальность, набор фактов и событий, наслоилось его искажённое восприятие, и он всë видит через мутную линзу? Знает ли умопомешанный, что он умопомешанный?

    В любом случае, Герман в СВОЕЙ истории - это творец. Он замечает красоту и приумножает еë: случайное, беспричинное и совершенное чудо он приводит к цели, наполняет смыслом. Он воплощает идеальное, безупречное, безусловно прекрасное преступление.

    Или это ему оно только кажется таким.

    Коротко: Да, рекомендую; записи полупомешанного злодея - ну кому это не понравится?

    2
    311